Муза денег не приносит, или Печали таджикских художников

Чтобы заработать на жизнь, живописец в Таджикистане должен быть мастером самопиара либо уходить в ремесло. Спасает ситуацию только энтузиазм арт-активистов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 10 фев — Sputnik. Живопись - равно как музыка, танцы или поэзия - это язык, понятный без слов, основа духовной культуры человечества.
С глубокой древности человек пытается отразить окружающую действительность. В каждой культуре этот процесс идет по-разному.
"Если убрать все картины из галерей и музеев, наша жизнь настолько обеднеет и поблекнет, что сравнимо с состоянием пещерного периода человечества. Но даже тогда, в пещерах, фантазия не оставляла человека в покое и заставляла отображать окружающий мир на стенах в виде наскальных рисунков", - считает известный искусствовед, арт-менеджер, автор и режиссер Лолисанам Улугова.
На территории современного Таджикистана скульптура, монументальная и настенная живопись угасла по мере распространения ислама, в религиозных канонах которого изображение людей и животных запрещено.
Последние отголоски доисламской эпохи обнаружили советские археологи в Аджина-теппе, Хулбуке, Шахристане и Пенджикенте, датированные VI-VIII веком н. э. Спустя века ситуация поменялась - богатство Бухары, Самарканда и Хивы способствовало пышному украшению мечетей и дворцов.
Появилось искусство персидской миниатюры, где помимо цветочных орнаментов широко отображены легендарные сюжеты и исторические события.
С приходом советской власти искусство живописи в регионе, и в частности в Таджикистане, получило новый импульс.
Появились целые художественные образовательные учреждения, и соответственно - художники. Сперва в 1933 году - оргбюро Союза художников, потом в 70-х годах, на средства деятелей изобразительного искусства был построен Художественный фонд.
Скульптура, скейтборд и блогинг: чем живет художник-экстремал из Душанбе
Сегодня трехэтажное здание на берегу Гиссарского канала у перекрестка улиц Шамси и Сино официально называется "Бунёди мусаввирии Точикистон".
Здесь трудятся члены Союза художников Таджикистана. Правда, бытовых проблем у них несколько больше, чем у живописцев в советские времена. Госзаказов очень мало, аренду и ЖКХ приходится оплачивать самим.
Но проблемы с затратами и отсутствие больших заказов сверху - лишь часть забот современных художников. Sputnik Таджикистан пообщался с ними и узнал, какие проблемы больше всего беспокоят людей искусства.

Хочешь жить - умей вертеться

По мнению ряда художников и скульпторов, для того, чтобы получить какую-то известность и зарабатывать на хлеб, мало быть просто творцом - надо становиться самому себе организатором, антрепренером, пиар-менеджером, немного бизнесменом.
Ну или как минимум - просто активным, настойчивым и располагающим к себе человеком.
Все эти качества нужны, чтобы устраивать воркшопы, мастер-классы, выставки, повышать узнаваемость в соцсетях.
Без этого раскрутить самого себя едва ли получится, поскольку в стране нет ни одного профессионального выставочного зала и очень мало галерей арт-искусства и специальных павильонов для экспонирования.
Арт-галерея в Душанбе
Любая выставка и совместные показы картин - это внутренний экзамен перед публикой и уникальная возможность увидеть себя со стороны для работы над ошибками. Но с уникальностью как раз возникают проблемы, несмотря на первоначальный талант.
Дело в том, что начинающие художники "варятся в одном котле" и подражают друг другу, лишаясь возможности для саморазвития и творческого роста. Что в итоге мешает как личному потенциалу начинающего художника, так и качественному росту всего арт-рынка Таджикистана.
"По моему мнению, развитию таджикских художников мешают отсутствие смелости, дерзости и даже провокационности в арт-работах. Кроме того, незнание английского языка, необходимое для продвижения за пределами Таджикистана - слабые коммуникативные способности. К счастью, эти проблемы решаемы - главное верить в собственную удачу, которой я желаю как начинающим, так и опытным художникам", - отметила Лолисанам Улугова.
Попытки создать площадку для общения и обмена опытом предпринимались, но не слишком успешные. Так, художница и директор студии Art Doshan Насиба Каримова уже обращалась с подобным предложением в различные организации и предлагала организовать "Аллею художников" как в других странах, но пока вопрос остается открытым.
Еще одна немаловажная проблема - а для кого-то и самая главная - это нехватка денег. И речь не столько о тратах на краски и холсты, сколько о заграничном опыте.
Если не повезло найти состоятельного спонсора или заручиться поддержкой некого мецената и любителя искусства, то международные выставки и конкурсы за пределы страны каждый художник оплачивает полностью со своего кармана. А большинство из тех, кому это удалось, оценив условия за границей, так и остаются там, способствуя оттоку кадров и талантов из страны.
Но даже при наличии денег многие художники сетуют на еще один явный недостаток арт-среды, а именно - отсутствие качественных материалов. В Таджикистане доступны в основном дешевые товары из Китая или слишком дорогие из России и Европы. Да и специальные магазины можно найти только в Душанбе и Худжанде - всем остальным приходятся ждать заказанных холстов, рамок и кистей неделями, а то и месяцами.
В Душанбе открылась галерея Союза художников Таджикистана
Ввиду отсутствия собственного выставочного пространства таджикские художники выставляются в музеях или гостиницах.
Но и это не простой процесс - помимо разрешения от организаторов площадок, им приходится брать разрешение у ответственных органов, договариваться на месяцы вперед, а в качестве "благодарности" оставлять 1-2 работы.
До недавнего времени художников активно поддерживало руководство престижного отеля "Сирена" в Душанбе, позволяя ежемесячно проводить выставки и арт-встречи. Но сейчас оно сменилось, и неизвестно как сложатся взаимоотношения мастеров кисти и нового начальства.
Есть в столице и коммерческие пространства для выставок, например, "Галерея современного искусства" в ТРЦ "Ашан" или галерея от Art Doshan в ТЦ "Баракат", которая в данный момент переезжает в культурный центр "Бактрия". Там можно выставить картины и ждать, что их купят иностранцы, но выставляться там приходится за свой счет, а деньги на это есть не у всех.
В итоге художникам проще продвигаться через соцсети и онлайн-галереи для монетизации своего творчества. Но для этого нужно тратить немало ресурсов и времени на SMM-стратегию либо оплатить работу специалиста.

Искусство в оппозиции

Другая проблема, впрочем, характерная для любой художественной среды в любую эпоху - внутренняя конкуренция и неурядицы. Наглядный пример - история Носирбека Нарзибекова, единственного профессионального витражиста на весь Таджикистан.
Уже примерно 20 лет он не получал заказы по основной специальности и потому был вынужден переключиться на живопись и графику. По его мнению, к началу нулевых изобразительное искусство в Таджикистане начало приходить в упадок, как раз во время председательства Сухроба Курбанова, бывшего главой Союза художников с 1982 по 2012 годы.
"С приходом независимости, в годы правления Курбанова, худфонд вдруг стал обрастать посторонними людьми. Мне и 6 моим коллегам такое положение дел было не безразлично, и в 2000 году мы написали открытое письмо президенту. После проверок и прочих мероприятий факты были на нашей стороне, однако мы оказались в черном списке и нас перестали приглашать на выставки", - вспоминает Носирбек Нарзибеков.
Группа из 7 несогласных художников - Носирбека Нарзибекова, Зухура Хабибуллаева, Фаруха Ходжаева, Мизроба Холова, Карима Наджмиддинова, Фарруха Негмат-Заде и Назара Ширинджанова назвалась "Хафтранг" ("Семь цветов").
Объединение "Хавтранг"
Группа стала отдельным арт-сообществом и начала самостоятельно проводить выставки по городам и районам. Но сегодня троих из них нет в живых, и о "Хафтранге" почти забыли. А Союз художников хоть и существует, но помогать ему никто не собирается.

Откуда браться талантам?

В годы СССР в стране был приток профессиональных художников со все страны, а таджикистанцы ездили учиться для обмена опытом не только в столицу Союза или соседние советские республики, но и в Беларусь, Прибалтику, на Украину. Кстати, в Узбекистане до сих пор обучается молодежь из Согда, но по завершении учебы там и работает.
Носирбек Нарзибеков много лет преподает изобразительное искусство в столичном Институте искусств и привел для Sputnik Таджикистан небольшую статистику о том, что сегодня Художественный колледж выпускает около 40 человек в год, а Художественный институт ежегодно принимает до 600 абитуриентов.
Причина этого проста - большинство юношей ищут спасение от призыва, а девушки осваивают азы моделирования дизайна одежды, и этого им достаточно. Причем в вуз можно поступить без начального специального образования, в то время как советские художники сначала 4 года учились в колледже, затем - 5 лет в институте.
Конечно, как говорит арт-менеджер Лолисанам Улугова, и без диплома можно стать выдающимся живописцем, графиком или скульптором, приводя в пример Фриду Кало, Ван Гога или Нико Пиросмани. Но для этого нужно обладать совершенно уникальным талантом, самодисциплиной и так или иначе учиться живописи, пусть и не в стенах вуза.
Не говоря уже о том, что Кало долгое время находилась в тени своего мужа - художника Диего Ривьера, Ван Гог был непризнанным художником и впал в депрессию от того, что широкая публика не покупала и не воспринимала его картины, а Пиросмани родственники считали психически больным, а жил он в полной нищете.
Едва ли подобный пример - пусть даже гениев живописи - убедит продолжить творческий путь начинающих художников.

Как зарабатывают в Таджикистане

Помимо сферы печати и полиграфии, а также организации мастер-классов - популярного сейчас развлечения в Душанбе и Худжанде, - некоторые художники зарабатывают на жизнь преподаванием в школах, колледжах, вузах и образовательных центрах. Некоторые давно отказались от творческой самореализации и предпочитают обучать молодежь технике рисунка или заниматься куда более прибыльным ремеслом.
Мастер-класс для детей
Частных заказов немного - в основном это портреты, пейзажи или орнаменты. Государственные заказы крайне редки, и гонорары за них очень скромные. Куда более доходной является бизнес-сфера, а именно - настенная роспись в кафе и ресторанах, которых в стране открылось множество за последние годы, партнерство в сфере рекламы или упомянутая полиграфия.
Иногда художники сотрудничают с дизайнерами одежды или интерьера, а заслужив имя и покупателей, могут расслабиться и творить в свое удовольствие. Например, молодой художник Максуд Мирмухаммедов за время карьеры и преподавал и брал заказы, но сейчас о нем знают далеко за пределами страны, и работы периодически продаются.
Что касается спроса, то многие живописцы сетуют на невосприятие классического искусства у рядовых покупателей. Ведь чтобы аудитория была по-настоящему заинтересована в покупке, она должна его понимать - быть подготовленной и грамотной в теории и истории искусств.
"Я знаю, что в Европе дети изучают искусство через рисунок, и это часть образовательного процесса. В США тоже, но платно. При Союзе в Таджикистане были более "серьезные" уроки рисования, во время которых дети не просто рисовали, а знакомились с историей искусств. Ученики имели больше возможностей посещать известные музеи Москвы и Ленинграда, где узнавали о существующих жанрах живописи и скульптуры и могли приобщиться к ним. Сегодня, к сожалению, этого нет, и доступны только таджикские музеи", - отмечает арт-менеджер Лолисанам Улугова.
Таджикский художник представил картины на международном фестивале в Москве
В целом интерес публики к изобразительному искусству в Таджикистане не угас, но народ уже привык к отсутствию выставок, которые если и проводятся, то о них мало кто знает. Что касается базового художественного образования, то в Душанбе есть курсы академического рисунка для школьников, желающих поступить в Институт искусств.
Помимо этой школы, существуют отдельные студии для юных художников типа Art Doshan где есть базовые курсы для детей, что помогает им освоить азы творчества, познакомиться с миром живописи и собрать портфолио.
В целом в столице ситуация с арт-образованием и рынком искусств намного лучше, чем в основном в Таджикистане, благодаря энтузиастам, стремящимся пробудить в людях чувство прекрасного через всевозможные тематические мероприятия и говорящим о социальных проблемах через искусство. Но они возможны, только когда появляются гранты. На постоянной основе такого нет.