ДУШАНБЕ, 16 фев — Sputnik. Официальная информация таджикского правительства по трафику наркотиков со стороны Афганистана отличается от цифр, которые представлены в докладах ООН и правительства "Талибана"*.
Северный сосед Афганистана жалуется на рост наркотрафика, однако ООН, а следом и талибы* утверждают, что оборот наркотиков сократился практически до нуля.
Министерство внутренних дел Таджикистана изъяло в 2023 году на тонну наркотиков больше по сравнению с 2022-м.
Глава ведомства Рамазон Рахимзода в ответ на вопрос Sputnik Таджикистан отметил: "то что мы изъяли, было задержано на территории нашей страны, другая, большая часть наркотиков, была конфискована ГКНБ на границе с Афганистаном".
"Да, цифры показывают рост. Чем больше наркотиков просачивается, тем больше увеличивается изъятие", - сказал Рахимзода.
Ранее Агентство по контролю за наркотиками Таджикистана сообщило, что в 2023 году правоохранительными органами из незаконного оборота изъято 5,2 тонн, что по сравнению с 2022-м (свыше 4,9 тонны) больше на 5,8%.
Большая часть изъятых наркотиков приходится на долю МВД, а именно 2,5 тонны (для сравнения, в 2022-м - 1,4 тонн) и Госкомитета национальной безопасности совместно с Погранслужбой - 2,1 тонны (в 2022-м - 2,9 тонны).
Также свою лепту в борьбу с наркотиками вложило Агентство по финансовому контролю и противодействию коррупции и Таможенная служба. Сотрудники ведомств изъяли соответственно 5 кг (2022-й - 35 кг) и 71 кг (2022-й - 24 кг).
Как сообщил Sputnik Таджикистан директор Агентства по контролю за наркотиками Зафар Самад, из этого объема 2,7 тонны были изъяты из незаконного оборота силовыми структурами Таджикистана в приграничных с Афганистаном регионах, что составляет 56,1% от общего количества.
"В Афганистане в связи с тем, что от метамфетамина стали получать больше доходов, наркоторговцы начали производить его в секретных лабораториях, где он производится и ввозится в нашу страну, а также транзитом в другие страны", - сказал Зафар Самад.
Между тем, согласно последнему докладу Управления ООН по наркотикам и преступности, в 2023 году посевы наркотиков в Афганистане сократились на 95%, а оборот от запрещенных веществ с 1,3 млрд долларов в 2022 году сократился до 110 млн долларов в 2023-м.
Sputnik Афганистан со ссылкой на слова начальника управления по борьбе с наркотиками в МВД "Талибана"* Абдулахака Ахунда сообщил, что за время правления талибов* было закрыто более 1100 лабораторий и мест производства наркотиков, задержано более 13 тыс. человек, занимающихся этим бизнесом, и очищено от наркотических растений более 15 тыс. гектаров земли.
Однако статистика изъятий наркотиков в Таджикистане (более 5,2 тонны) показывает, что выращивание наркотических средств все еще существует, а поскольку республика является транзитной страной для наркотиков из Афганистана, то становится ясно, что выращивание и производство наркотических средств на афганской территории не собираются снижать.
Власти Таджикистана заявляют, что не могут ничего сказать по доводам афганской стороны, поскольку не располагают статистикой из Афганистана.
Официальной связи с правительством талибов* нет, поэтому таджикская сторона предоставляют только ту статистику, которая складывается после конфискации наркотиков.
При этом эксперты полагают, что в данном случае правда может быть как на стороне Таджикистана, так и на стороне талибов*.
Бывший преподаватель Кабульского университета Абдунасир Нурзод отмечает, что в наркоторговле существует известная стратегия, согласно которой региональная наркомафия создает такую среду для повышения цен на наркотики.
"Ни для кого не секрет, что крупные наркобароны Афганистана, в том числе Башир Нурзай, один из основателей и главных инвесторов "Талибана"*, были освобождены американцами, и, по нашим достоверным данным, в течение последних двух лет он (Нурзай - Прим. ред.) складировал все наркотики в Гильменде и теперь осуществляет их трафик в соседние страны.
С одной стороны, как бы идет борьба с наркотиками, а с другой, они централизуют этот бизнес. Наркоторговля является основным источником поддержки террористических организаций и доходов региональной мафии, и она никогда не исчезнет", - заявил Абдунасир Нурзод.
По мнению экспертов, именно эта стратегия наркомафии на самом деле стала причиной роста контрабанды наркотиков, но внутри страны делается вид, что "Талибан"* на самом деле борется с ними, чтобы удовлетворить требования международных организаций, тогда как ни одна из них не имеет ни возможности, ни смелости проверить реалии в самом Афганистане.
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.