ДУШАНБЕ, 12 мар — Sputnik, Мехрона Сафарова. В эпоху существования СССР одним из главных преимуществ советского государства была доступность социальных лифтов - каждый гражданин получал возможность учиться и осваивать профессию по своим способностям в любой понравившейся сфере почти без ограничений.
Благодаря этому в стране появилось множество выдающихся ученых, преподавателей, врачей, инженеров, зодчих и т. д., которые происходили из рода простых крестьян. Кроме того, после получения образования люди часто имели возможность в рамках специальности путешествовать по огромной стране.
Что, конечно, способствовало не только общению и культурному взаимообмену между разными республиками, но и весьма необычным романтическим историям и образованию семей, которые в другое время было бы трудно представить. Таджикистан в этом смысле не стал исключением.
Юные дети разных культур
Главные герои нашей истории - смолянка из Москвы Тамара и житель памирской горной деревни Гулямджон. Оба даже не подозревали, что обычная встреча на танцах станет началом крепкого брака.
Их историю рассказывают дочери - Галины Давлатмамадова и Надежда Джонмамедова, в очередной раз демонстрируя удивительное своеобразие судеб людей в советские годы.
Гулямджон Джонмамедов родился в 1929 году в дехканской семье среди суровых гор Ишкашимского района, в кишлаке Мулводж. Родителей потерял рано - сначала отца, затем мать. Начальную школу окончил там же, а чтобы продолжить обучение, пришлось пожить у родственников в соседнем Яхшволе, где располагалась средняя школа.
Окончив 8 классов, Гулям вернулся домой и пошел работать в колхозе, помогая местному ветеринару.
Руководство вскоре отметило, что юноша с увлечением и неподдельной заботой ухаживает за животными, и направило его в Хорогскую сельскохозяйственную школу, на курс ветеринарных фельдшеров.
Профессия настолько увлекла Гуляма, что он продолжил обучение на ветеринарном отделении Душанбинского зооветтехникума, а окончив его с отличием, с тремя своими товарищами был направлен в Московскую ветеринарную академию.
Тамара Горовская родилась 17 января 1923 года на Смоленщине, в городе Демидов, в большой семье землеустроителя и учительницы, где была вторым ребенком из шести. С детства девочка отличалась твердостью характера и, окончив среднюю школу, поступила в Ростовскую автошколу на курсы шоферов.
Тамара и Гулям в молодости.
© Sputnik
В 1942 году Тамара ушла добровольцем на фронт и до конца Великой Отечественной войны была водителем бензовоза при военкомате подмосковного аэропорта Кубинка. Ее задачей было подвозить топливо для заправки самолетов. В сентябре 1945 года она была демобилизована и позже награждена медалью "За победу над Германией".
О военном периоде жизни Тамара, как и многие фронтовики, вспоминать не любила и рассказывала детям очень скупо. Вернувшись с фронта, она переехала в Москву и трудилась на сталелитейном заводе, а после - на чулочной фабрике.
Встреча и жизнь в Москве
В 1954 году, примерно через полгода после приезда в столицу СССР, Гулям встретил Тамару, придя с товарищами на танцы. Кстати, из четырех друзей русский язык хорошо знал только татарин Ян, который и помог молодым людям познакомиться.
Видясь на танцах в парке, Гулям и Тамара стали понемногу общаться и начали учить друг друга - каждый своему языку. Они встречались, скромно гуляя за руку без объятий - Тамара была строгой и воспитанной девушкой, да и восточное воспитание Гуляма обязывало его соблюдать вежливость и этикет.
Впрочем, молодых людей это не смущало - дочери вспоминают рассказы родителей о том, что, гуляя по зеленым московским бульварам, им всегда было о чем поговорить и над чем посмеяться.
"Когда мама привела папу знакомиться с родителями, они были не в восторге. Был он худощавым и невысоким парнишкой, чужим для них. Бабушка даже поначалу обидно выделяла его по национальному признаку. Но узнав его поближе, вскоре очень полюбила за ум, доброту и заботу. Да и папа всегда был готов помочь в любом деле родным мамы", - вспоминает дочь Галина.
Свадьбу молодые сыграли в Москве и вскоре получили отдельную комнату в студенческом общежитии. Тамара продолжала учить ребят русскому языку, помогала с докладами и дипломными работами.
Товарищи ежедневно приходили в гости к чете Джонмамедовых, и она как заботливая хозяйка сытно кормила их. Надо отметить, что быт не уменьшил тесную связь между молодыми родителями - когда родилась старшая дочь Татьяна, они всегда могли позволить себе спокойно сходить в кино, так как кто-то из друзей готов был посидеть с малышкой.
Из столицы - в край диких гор
Когда Гулям и его товарищи окончили учебу, пришло время возвращаться в Душанбе - старшей дочери Джонмамедовых на тот момент было 3 года.
Первое впечатление от Таджикистана у Тамары было неоднозначным, что-то девушке понравилось, а что-то нет. Одним из ярких воспоминаний стал поход в чайхану "Рохат", где, сидя за одним столом, все пили чай из одной пиалы: немного наливали, один выпивал, затем наливали другому и так по кругу.
Семья Джонмамедовых.
© Sputnik
И хотя для женщины такой чайный этикет был не слишком привычен и приятен, из уважения к традициям она разделила с людьми чаепитие, когда их с супругом пригласили к столу.
Вскоре Гулям был направлен в Гиссарский зооветтехникум в качестве преподавателя. Там семья прожила год, и родилась вторая дочь, Ниезбегим, которую начиная с детства все называют Надеждой. Затем семья переехала в Гармский район, в Новобаде, где Тамара родила младшую дочь с красивым именем Гульруй. Однако и ее с детства и на протяжении всей жизни все звали на славянский манер - Галиной.
"В Новобаде не было роддома, дело было в августе, и дядя Ширин - двоюродный брат отца - как раз гостил у нас во время каникул. Тогда он учился в Мединституте на врача-хирурга, и в случае чего смог бы принять роды. Он вызвал санавиацию (вертолет), и доставил маму в душанбинский роддом № 1, где я и родилась", - рассказывает Галина.
Когда младшей дочери исполнился год, Гулям Джонмамедов попросил руководство перевести его в Хорог. Так Тамара из центра огромной советской державы оказалась на самой ее окраине - переехав от равнин и лесов в край неприступных гор.
Жизнь на Памире оказалась не из легких - Тамаре приходилось научиться готовить еду на очаге из камней или керосиновой горелке, а хлеб печь в печной духовке, поскольку старый дом, в котором им выделили маленькую комнатку, обдувался всеми ветрами, и электричества там не было.
Поначалу такой бытовой контраст после Москвы и крупных городов Таджикистана ее шокировал. Но со временем привыкла. Да и дом оказался весьма неплохим - небольшой участок муж превратил в огород, а Тамара - в живописный сад, рассадив цветы по периметру. Иногда семья ездила в Ишкашим навещать родственников Гуляма и могла находиться там неделями.
Более того, Тамара даже привнесла в памирский быт русское ноу-хау, не пользовавшееся популярностью у местных хозяек - соленья и компоты. Сперва местные женщины смотрели на засолку овощей с недоверием, а потом с интересом стали перенимать данный опыт.
Прогресс по работе
Семья прожила в Хороге 15 лет, и за 3 года до переезда в Душанбе Гулямджон Джонмамедов был назначен начальником управления сельского хозяйства ГБАО.
По проекту Гуляма Джонмамедова и при его личном участии в 1965 году была построена и открыта первая в ГБАО ветеринарная лаборатория, оснащенная самым современным на тот момент оборудованием.
Его знания и богатый опыт помогли предотвратить развитие серьезнейших эпидемий среди домашнего скота не только в Горном Бадахшане, но и на территории всего Таджикистана, ветеринара всегда приглашали в места вспышек опасных эпидемий. Тамара тем временем работала секретарем-машинисткой, и была ценным сотрудником - грамотно и быстро набирала тексты.
Статья о Тамаре Джонмамедовой
© Sputnik
В 1975 году ее мужа перевели на постоянную работу в Душанбе заведующим радиологического отдела республиканской ветеринарной лаборатории при Минсельхозе, где он трудился до конца жизни. Тамара же была там лаборанткой, быстро освоив уже пятую по счету профессию в своей жизни.
Мама - строгая, папа - добряк
Дочери вспоминают, что их мама Тамара была женщиной с по-настоящему сильным характером. Той, о которых говорят - коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. Всегда и всем правду говорила в лицо, поэтому подруг у нее было не много, а в воспитании детей предпочитала кнут прянику.
Ведь в школе, где учились дочери, она руководила родительским комитетом, была в почете у учителей, и дети просто не имели права ее подвести - сначала Татьяна была комсоргом, потом Надежда, а затем Галина. Также они всегда выступали на школьных мероприятиях перед местным управлением, декламируя стихи.
Гулям с дочерьми.
© Sputnik
В свободное от работы время женщина кружилась по дому как пчелка, выполняя множество обязанностей, и присесть ей было некогда - в комнатах идеальный порядок, накрахмаленные скатерти, выглаженное белье, вкусная еда и огромная кастрюля с выпечкой.
И это несмотря на то что на Памире, к примеру, за водой надо было ходить за километр, а готовить - в традиционных суровых условиях гор. Дочери вспоминают, что, не имея высшего образования, мать была очень умна от природы и научила их всевозможным бытовым премудростям и в любой ситуации могла дать дельный совет.
По их словам, Тамара и Гулям всегда были рады гостям - в основном это были те самые однокурсники или коллеги по работе, которым русско-таджикская семья запомнилась редким гостеприимством и хлебосольностью.
"Кто бы ни вошел в наш дом, отец не отпускал никого без чашки чая с выпечкой, которая всегда была припасена у мамы. Даже когда к нам приходили одноклассники, нам могло влететь, если они уходили не выпив чаю. А когда дома были посиделки, стол пестрел разнообразием блюд", - рассказывает Галя.
В свою очередь, Гулям, по воспоминаниям дочерей, был настоящий восточный джентльмен - всегда одет с иголочки, костюм с галстуком, накрахмаленная рубашка и начищенные туфли. В этом, конечно же, была заслуга его заботливой супруги.
Гулям, в отличие от жены, не скрывал своей любви к дочерям - в свободное время играл с ними в настольные игры, всегда проявлял ласку. Но когда в каком-то вопросе мать говорила детям нет, отец всегда был с ней единодушен. Никаких особых традиций Гулям им не прививал - но всегда учил быть честными, порядочными и строгих нравов.
Он же учил дочерей танцевать, водил в театр и кино, а также уделял время разговорам обо всем на свете. А когда они были маленькими, рассказывал о балете - легендарном "Щелкунчике" и "Лебедином озере", а девочки удивлялись его культурному образованию, ведь в те годы у них дома было только радио.
Эпилог
В 1979 году в неполные 50 лет Гулямджона Джонмамедова не стало. Операция, сделанная лучшим хирургом Хорога, его не спасла - он умер от рака желудка. После смерти супруга Тамара, по словам дочерей, потеряла интерес к жизни, и у нее стало плохо со здоровьем - постоянно поднималось давление.
Тем не менее она пережила любимого мужа на 9 лет. Ее похоронили на русском кладбище в Душанбе, так как, несмотря на пропаганду атеизма, женщина была православной христианкой.
Гулям успел увидеть только одного своего внука, а Тамара - двоих. Всего у Джонмамедовых от троих дочерей есть пятеро внуков и десять правнуков, которые до сих пор хранят традиции и теплую историю о своих памирско-смоленских предках.