Братство энергокольца: какую выгоду получит Таджикистан от единой системы?
Таджикистан присоединится к единой энергетической системе Центральной Азии, известной как "энергетическое кольцо", которая выгодна для всех участников
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенДУШАНБЕ, 29 мая — Sputnik. Энергетическая система в Центральной Азии начала действовать с конца 1990-х годов и насчитывала 83 станции. Она позволяла балансировать сезонные колебания спроса на электроэнергию и потребности в воде при скачках уровня горных рек.
Бартер был выгоден для всех участников: одни получали воду для орошения, а другие - нефть, газ и уголь по льготным ценам. Однако система просуществовала недолго. В начале "нулевых" из нее вышел Ашхабад, спустя время примеру последовали Ташкент и Душанбе.
Но проект был очень хорош, поэтому, пожив почти два десятилетия порознь, руководство республик решило возродить его, о чем впервые заговорили в 2019-м.
Сейчас участники Центрально-Азиатского региона ждут только Таджикистан. Точные сроки завершения подключения к единому энергокольцу пока не ясны, но предполагается, что это произойдет в ближайшее время.
Душанбе в этом проекте играет одну из ключевых ролей, ведь ресурсы ее гидроэнергостанций позволяют не только контролировать частоту энергосистемы, но и получить весомые доходы.
Зачем Таджикистану возвращаться в энергокольцо спустя 15 лет - разбирался
Sputnik Таджикистан.
"Хорошо забытое старое"
Министерство энергетики и водных ресурсов республики и "Барки точик" не очень хотят афишировать работу в рамках проекта, возможно, потому что они еще не окончены. Однако близкие к ситуации источники рассказали, что на него собираются потратить 35 млн сомони, а войти в энергокольцо должны самое позднее - до конца июня.
"Никаких политических и даже финансовых проблем нет, ведутся только технические работы", - отметил собеседник агентства.
Единая энергосистема Центральной Азии - явление не новое, она была создана в советское время в начале 1960-х и представляла собой взаимосвязанную энергетическую систему, которая также известна как "энергетическое кольцо".
Она охватывала территории четырех государств - Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и пяти областей Южного Казахстана.
Начиная с 1970-х механизм регулировался координирующим центром в Ташкенте и позволял сбалансировать сезонные изменения спроса на электроэнергию и воду в период орошения.
В советское время существовала эффективная система электро- и водоснабжения между так называемыми странами верховья рек - Таджикистаном и Кыргызстаном, и низовья - Узбекистаном, Туркменистаном и Казахстаном.
По сути летом Таджикистан и Кыргызстан поставляли в Казахстан, Туркменистан и Узбекистан ресурс для орошения сельхозугодий, а за это получали от соседей дешевые нефть, газ и уголь, которые были очень нужны в зимний период.
В 2003-м Туркменистан добровольно вышел из проекта и, как предполагалось, нашел свой рынок в энергетической системе Ирана. Узбекистан покинул в 2009-м после общего отключения электроэнергии в стране, затем такое же решение принял и Таджикистан.
Проект спешат возродить с 2019 года. Впервые о нем заговорил президент Узбекистана Шавкам Мирзиёв, и коллеги по региону его поддержали. Судя по всему, страны Центральной Азии пришли к выводу, что по одиночке они не смогут обеспечить свою энергетическую безопасность и сельское хозяйство водой, тем более что строительство канала Куштеппа в Афганистане, по мнению специалистов, нарушит работу ирригационной системы.
Таджикистан - главная фигура
Возвращение к энергокольцу эксперты объясняют просто. Со временем "страны низовья" увидели, что можно производить необходимое количество электроэнергии, используя запасы нефти и газа, но обеспечивать ее регулярно оказалось невозможно.
В свою очередь, в "странах верховья" из-за отсутствия запасов нефти и газа вся нагрузка легла на электроэнергию. Специалист по региональным вопросам Нурулло Хусейнов говорит, что энергетическая система Таджикистана играет здесь ключевую роль - ведь за счет ресурсов, имеющихся на гидроэлектростанциях, можно корректировать ее частоту.
"Это практически невозможно обеспечить ТЭС Казахстана и Узбекистана или слабыми ресурсами ГЭС Кыргызстана. Например, люди чаще пользуются электричеством в пик - утром, в полдень и вечером. Чтобы увеличить выработку потребления системам, работающим на газе и мазуте, требуется 6-7 часов, но в другие часы топливо сжигается напрасно. А в Таджикистане на это достаточно всего 6-7 минут", - сказал он.
По мнению эксперта, преимущество заключается в том, что соседи будут потреблять больше электроэнергии в часы пик, обеспечивая Таджикистану огромные доходы. Плюс каждое лето республика сможет "отпускать" избыток воды - а это ни много ни мало примерно 5-6 млрд киловатт-часов.
"Эта электроэнергия необходима развивающейся экономике Узбекистана. Более того, его рынок больше, чем у других стран региона: здесь живет 40 млн человек и работают множество промышленных предприятий, в отличие от Афганистана, еще одного потребителя таджикского электричества. А это значит, что регулярные поставки дадут большой экономический эффект как для Ташкента, так и для Душанбе", - отметил Хусейнов.
Эксперт обратил внимание и на огромные гидроэнергетические ресурсы Таджикистана, которые оцениваются в 527 млрд киловатт-часов в год. Однако используется из них до сих пор только 4-5%. И страны Центральной Азии могут помочь Душанбе исправить эту ситуацию.
"Около 95% или более энергии Таджикистана вырабатывается ГЭС, что соответствует тенденции "зеленой" энергетики, которая сегодня стала более привлекательной и эффективной в мире. Это означает, что инвестирование подобных проектов становится очень важным, и страны региона, находящиеся под одной экологической крышей, получат комплексную выгоду", - пояснил Хусейнов.
Индекс доверия
По мнению экспертов, возрождение единой энергетической системы или энергетического кольца Центральной Азии ускорит процессы интеграции и экономического развития, поскольку равное распределение энергоресурсов станет основой сотрудничества.
Заместитель директора Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана Аброр Мирсаидов считает, что проект соответствует естественной тенденции экономического развития в мире и является одним из важных факторов и индексом доверия или показателем доверия сторон.
"Если соглашения будут урегулированы и реализованы, то результат окажется виден. Страны пришли к осознанию, что не могут развиваться без взаимного сотрудничества. Теперь будет осуществляться упорядоченная закупка электроэнергии. Во-вторых, появляются другие формы сотрудничества, например, совместное инвестирование. В-третьих, научно-техническое взаимодействие, подготовка кадров на национальном и региональном уровнях", - сказал он.
Эксперт считает, что в процессе возникновения общего экономического интереса, который связан с развитием и благополучием стран, укрепляется политическое сотрудничество и партнерство в сфере безопасности, что толкает страны Центральной Азии к большей интеграции.