"Секретная китайская база" - попытка Запада рассорить Россию и Таджикистан?

Разговоры о "секретной военной базе Китая" в ГБАО, несмотря на опровержения Душанбе и Пекина, уже много лет поднимаются западными СМИ
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 12 авг — Sputnik. Запад уже продолжительное время пытается посеять в общественном сознании идею: из-за того, что Россия ведет СВО, Китай пользуется моментом и занимает ее место в Центральной Азии.
Миф или правда? О существовании секретной военной китайской базы на территории Таджикистана уже развернулась целая дискуссия.
Западные СМИ настаивают на том, что она все-таки есть и расположена на территории Горно-Бадахшанской автономной области. В то время как официальная политика властей республики говорит об обратном.
Рассмотреть этот вопрос со всех сторон постарался корреспондент Sputnik Таджикистан.

Базы не было и нет

Все началось со статьи одной из британских газет, которая утверждала, что Китай построил секретную военную базу на территории Таджикистана. Доказательства самые неопровержимые - якобы данные данные спутниковой съемки.
В материале говорилось, что объект находится на месте бывшего советского форпоста на высоте почти в 4000 метров в Мургабском районе ГБАО. Такая закрытая база, а рассмотреть из космоса наблюдательные вышки, вертолетную площадку и широкие подъездные дороги для военной техники, конечно же, ушлым британским журналистам удалось.
Власти Китая и Таджикистана поспешили сразу же опровергнуть столь громкое заявление.
Первые высказались, что Пекин не держит никаких военных баз не только в республике, но и во всей Центральной Азии.
"Я могу уверенно сказать, что Китай всегда придерживается независимой мирной внешней политики", - пояснил на брифинге представитель МИД КНР Линь Цзянь.
Вторые, в свою очередь, предложили Sputnik Таджикистан обратиться к правовой базе, поскольку все документы между странами представлены в открытом доступе.
Министерство внутренних дел Таджикистана в ходе пресс-конференции также опровергло какое-либо китайское военное присутствие на территории республики.
"У нас нет ни базы, ни даже какого-либо центра с КНР в Мургабе. Такого не существует. У нас нет общего объекта с Китаем не только в Ишкашиме, но и во всем Бадахшане. В Душанбе действует центр по борьбе с терроризмом и экстремизмом, через который мы сотрудничаем с китайскими коллегами. Ничего другого нет", - заверил первый замглавы МВД Абдуррахмон Аламшозода.
Разговоры о "секретной военной базе Китая" в ГБАО, несмотря на то, что факт был опровергнут официальными властями как в Душанбе, так и в Пекине, уже много лет вновь поднимаются западными СМИ.
В 2019 году вопрос рассмотрел даже американский Конгресс и забил тревогу. В феврале 2024-го министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Мухриддин опроверг эти слухи и даже предложил, чтобы каждый, кто не верит, приехал и удостоверится в этом лично.
Впрочем, сама по себе "секретная база" Китая в ГБАО не является таким уж большим секретом. Соглашение о строительстве объекта, на который было выделено около 100 млн сомони, Пекин и Душанбе подписали еще в 2021-м. Однако задумывался он как антитеррористический, а контроль за ним должен осуществляться МВД Таджикистана.

Китайский дракон выходит на афганские земли

Специалист по региональным вопросам Нуруллох Хусейнов поделился со Sputnik Таджикистан информацией, что раньше в Мургабском районе ГБАО действовал антитеррористический центр, который являлся своеобразной координационной базой трех стран - Таджикистана, Китая и Афганистана.

"Из-за смены власти Кабул вышел из этой программы, Пекин также потерял связь с этим центром, и учреждение перешло под контроль республики. Во времена СССР здесь находился пост погранвойск, задачей которого была охрана границ Советского Союза с Китаем и Афганистаном", - отметил источник.

По его словам, во время американского присутствия в Афганистане Пекин был очень обеспокоен уйгурами "Исламского движения Восточного Туркестана"*, которые считались ключевыми пособниками "Аль-Каиды"* и "Талибана"**.

"Китайцы даже договорились с афганским правительством отправить в Бадахшан горную бригаду из 2 тыс. местных солдат, но американцы выступили против проекта", - рассказал он.

В августе 2019 года армии Китая и Таджикистана провели масштабные совместные антитеррористические учения под названием "Сотрудничество" на полигоне Джелонди в Мургабском районе, в них участвовали сотни офицеров и солдат, использовались разные виды вооружений, в том числе беспилотники и военные самолеты. Маневры состоялись в рамках программ Шанхайской организации сотрудничества.
После прихода талибов** к власти в августе 2021-го Пекин установил прямые отношения с Кабулом и сумел выиграть время с точки зрения реагирования на угрозы со стороны "Исламского движения Восточного Туркестана"*.
В обмен на сотрудничество с новым правительством Афганистана Китай пообещал инвестировать 560 млн долларов в горнодобывающую промышленность, включая добычу нефти и газа.
Всего за три года правления талибам** удалось ввести в эксплуатацию 313 угольных шахт, по большей части благодаря китайским инвестициям. Компании КНР также сотрудничают с ними и в сфере добычи золота, а один из заводов расположен в провинции Шахри Бузург афганского Бадахшана, прямо на границе с Таджикистаном.
Такое партнерство неоднократно подвергалось критике со стороны антиталибских сил. По их мнению, Китай эксплуатирует ресурсы Афганистана, чем укрепляет террористическую систему в регионе.
Поэтому источник Sputnik Таджикистан считает, что у КНР больше нет серьезной необходимости иметь в Таджикистане специальный центр, не говоря уже о военной базе.

Зачем Западу китайская база в Таджикистане?

Эксперты полагают, что целью западных стран является разрушение отношений Таджикистана с ее стратегическим партнером - Россией, которая, по сравнению с другими государствами, имеет особое взаимодействие в сфере безопасности Центральной Азии.
Прежде всего, в Таджикистане имеется 201-я военная база - крупнейший российский объект за пределами территории страны.
Таджикистан намерен создать крупную логистическую зону на границе с Афганистаном
Хусейнов уверен в намерениях Запада посеять в общественном сознании идею, что Китай пользуется моментом и занимает место России в регионе, пока РФ ведет СВО на Украине.

"Это создает конфликт между Москвой и Пекином, а также между РФ и ЦА. Китай - главный партнер России в мировой политике, и раздор между ними - одна из стратегических целей США и Запада в целом", - подчеркнул он.

Эксперт упомянул, что Центральная Азия имеет многолетний опыт сосуществования с РФ и связана общими интересами - от стратегических до простых человеческих.

"Китай никогда не сможет занять место России в Центральной Азии хотя бы потому, что сложный китайский язык не заменит русский, общепринятый язык общения в регионе", - констатировал он.

По его словам, РФ играет ключевую роль в защите независимости и безопасности стран региона, и ее стратегическое преимущество никогда не подвергалось сомнению в Центральной Азии.
* Террористическая организация, запрещенная в России и Таджикистане.
** Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.