ДУШАНБЕ, 24 авг — Sputnik. Управление МВД Таджикистана по Душанбе отчиталось о промежуточных итогах по борьбе с мошенниками, занимающимися гаданием, целительством и колдовством.
"Урожай" получился богатый - с начала года милиция задержала 141 человека, занимавшихся разного рода эзотерическими практиками.
Одними задержаниями и выставлением фото злоумышленников на всеобщее обозрение на официальном сайте и аккаунтах в соцсетях МВД дело не ограничилось – власти почти вдвое увеличили штраф за занятие подобного рода "магическими" заработками, с 3,6 тыс. сомони до 7,2 тыс. с перспективой административного ареста на 15 суток.
Более того, за рецидив в течение года после применения административного взыскания, в отношении нарушителя должно быть возбуждено уголовное дело и взыскан огромный штраф до 144 тыс. сомони.
Ни силовики, ни законодатели не дают комментариев, с чем связанно такое ужесточение закона, но Sputnik Таджикистан решил оценить, почему это произошло и как связано с аналогичным опытом в странах Центральной Азии.
Колдовство с криминальным исходом
Если верить словам правоохранителей, чаще всего оккультных "специалистов" просят о гадании на картах, приворотах, заговоры на выздоровление и оберегах-туморах. На первый взгляд, достаточно безобидный набор услуг. Ну кому могут навредить заговоренные амулеты? Разве что пользы не принесут. Однако криминальные сводки доказывают, что набор вовсе не такой уж и безобидный.
Частенько гадание оказывается частью самой банальной мошеннической схемы с отъемом денег. Вот только пара недавних примеров. В конце июля правоохранители задержали 46-летнюю жительницу Душанбе, ранее уже задерживаемую за гадание и колдовство.
Женщина освоила новый, более технологичный вариант бизнеса, совершая гадания через мессенджеры и принимая деньги на электронный кошелек. А поводом к задержанию стало то, что она присвоила себе деньги 15 человек, не оказав никаких услуг.
А месяцем ранее милиция арестовала гадалку, которая якобы для проведения ритуала приворота забрала у легковерной (но явно состоятельной) клиентки золото и драгоценности на сумму около 30 тыс. долларов.
Но мошенничество – не единственная и не самая большая проблема всякого рода магических шарлатанов. Пользуясь базовыми знаниями психологии и человеческой натуры, они нередко пытаются манипулировать людьми, находящимися в состоянии душевного кризиса, чтобы понемногу вытягивать из них огромные суммы, вплоть до продажи клиентами машины и недвижимости.
Нередко такие истории заканчиваются трагедией со смертельным исходом. Причем, для самих гадалок и колдунов.
В 2022 году чудовищный инцидент произошел в Самаркандской области Узбекистана. Молодой мужчина обратился к известной местной колдунье, чтобы та помогла забеременеть его жене.
На сеансе "колдунья" предсказала появление долгожданного сына. Но сразу добавила, что из-за некого проклятия ребенок умрет вскоре после рождения, а его отец вскоре совершит самоубийство. Избавить от проклятия гадалка предложила избавить за 500 долларов.
Однако мужчина посчитал, что проклятье остановит смерть колдуньи и решил исправить ситуацию, зарубив топором "колдунью" и ее дочь. После задержания он дал признательные показания и получил 20 лет тюрьмы.
Случай этот не единичный – в 2015 году большой срок получил Саидмахдихон Сатторов, он же "шейх Тимур", признанный виновным в создании секты, многоженстве, вымогательстве и еще ряде не менее тяжких статей. После суда его поместили в Вахдатскую колонию, где в 2019-м произошел кровавый бунт. И зачинщики беспорядков из числа религиозных экстремистов за вероотступничество отрезали "шейху" голову.
А что у соседей?
Возможно, именно большой резонанс вокруг подобных инцидентов, а также активность таких оккультных специалистов в соцсетях и мессенджерах заставили власти задуматься об общественной безопасности и ужесточить меры в отношении гадалок и колдунов.
Таджикистан тут не одинок – усиление контроля в эзотерической сфере происходит почти во всех странах Центральной Азии.
Например, в том же Узбекистане еще в 2019 году Исследовательский институт правовой политики при Министерстве юстиции начал изучать деятельность магов, гадалок и колдунов с целью разработки соответствующей правовой стратегии.
"Эта "работа" начала широко распространяться по всей стране. В Узбекистане проводятся соответствующие мероприятия, чтобы люди не пользовались их услугами. Управление мусульман провело 318 мероприятий и опубликовало 12 статьей, но, несмотря на это, колдуны, маги и гадалки не прекращают свою деятельность. Основная проблема в том, что люди доверяют им и становятся жертвами мошенничества", - пояснили в Минюсте Узбекистана.
Хотя прямых законов против оккультных шарлатанов в Узбекистане не приняли, арестовывать их стали чаще. И, в отличие от Таджикистана, где при первом задержании к нарушителям применяют штраф и административный арест 15 суток, в Узбекистане правоприменительная практика несколько жестче – против гадалок и колдунов обычно сразу заводят дело по уголовной статье "Мошенничество".
В соседнем Кыргызстане решили бороться с "магическим" бизнесом, запретив рекламу оккультно-мистических услуг. Закон был принят в июле текущего года и, по словам руководства страны, направлен "на исключение манипулирования сознанием граждан в области предоставления услуг".
"Печально наблюдать, что в наш век высоких технологий и научного прогресса находится немалое количество граждан в нашей стране, которые попадаются на уловки так называемых экстрасенсов и магов", - утверждают авторы законопроекта.
А вот Минюст Казахстана честно признает, что никак не контролирует деятельность гадалок и магов и, более того, не запрещает обращаться за подобными услугами чиновникам.
Соответствующий запрос в ведомство направили сразу несколько казахстанских СМИ после того, как весной 2024-го в ходе суда над экс-министром экономики Куандыком Бишимбаевым, обвиненным в убийстве жены, выяснилось, что он доверял ясновидящим и, когда заметил, что его супруге плохо после его побоев, позвонил не в скорую, а знакомой ясновидящей.
Учитывая, какой огромный резонанс вызвало в Казахстане "дело Бишимбаева", побочным эффектом может стать то, что местные законотворцы последуют примеру своих коллег в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане, и ужесточат контроль над деятельностью лже-колдунов.