ДУШАНБЕ, 30 сен — Sputnik. В последний год центр Душанбе подвергается беспощадной перестройке - под снос пошли знаменитая "Сафина", изящная гостиница "Вахдат" и "дом с аркой" возле Театра оперы и балета. Но самая большая утрата для горожан - легендарная чайхана "Рохат", построенная в национальном таджикском стиле.
И это не единичные эпизоды, а планомерное уничтожение уникальной застройки в рамках генплана, который Комитет архитектуры до сих пор не показывает горожанам.
На место снесенных зданий придут огромные многоэтажки. При строгом внешнем контроле и надежных застройщиках некоторые новые проекты могут оказаться достаточно удачными - как это демонстрирует пример нового здания парламента, возведенного на китайские деньги и китайскими же подрядчиками.
Новое здание парламента Таджикистана
© Sputnik
Но как показывает опыт последнего десятилетия, чаще всего уничтоженные дома и целые кварталы занимает достаточно безликая и однотипная высотная застройка.
Одни жители считают, что так власти сознательно избавляются от наследия советской эпохи, другие видят в этом чистый рационализм и жажду наживы со стороны девелоперов, забирающих под себя самые ликвидные земельные участки.
Вторая версия более правдоподобна, поскольку советские здания, где находятся главуправления силовых структур - МВД и ГКНБ, - никто сносить не собирается. Равно как пока сохраняется Дом печати и прилегающие к нему изящные советские дома - о сносе их говорят уже давно, но по информации от жителей, ни один застройщик не взялся за этот проект.
И пока надзорные органы не объявили точно, какие дома старого Душанбе ждет разрушение, Sputnik Таджикистан узнал у архитекторов, какие здания и почему могут пойти под снос уже в следующем году.
Центр "Оперки" теряет свое единство
По заявлению Госкомитета по строительству и архитектуре, генеральный план города засекречен в целях безопасности и защиты от терроризма. Поэтому о сносе того или иного значимого здания горожане, как правило, узнают либо на пресс-конференциях, либо прямо перед началом работ, когда к дому уже подгоняют бульдозеры и экскаваторы.
Что касается объектов в центре города, составляющих ядро "старого Душанбе", то здесь надзорные органы не сообщают никаких конкретных зданий. Однако называют ряд объектов в зоне риска, хорошо известных и гостям, и жителям столицы.
"Мы не можем сказать, какие здания будут снесены в ближайшее время, так как не имеем права. Но у каждого есть срок эксплуатации, и у тех, что не находятся под охраной государства как историческое наследие, он истек уже давно. Если я не ошибаюсь, в данный момент их 4: Институт дизайна и искусств им. К. Бехзода, Государственный академический театр оперы и балета им. С. Айни, Счетная палата и старое здание парламента. Но это вам лучше уточнить в Минкультуры", - сказали в Главархитектуре.
Театр оперы и балета имени С. Айни в Душанбе
© Sputnik
Еще один таджикский специалист-архитектор, который согласился прокомментировать ситуацию в градостроительстве на условиях анонимности, придерживается мнения, что в центре после сноса гостиницы "Вахш" и "дома с арками" разрушается весь архитектурный ансамбль зданий, прилегающих к "Оперке". А значит, причин сохранять остальные дома у администрации еще меньше.
Снос гостиницы Вахш
© Sputnik
Это же касается зданий у перекрестка проспектов Рудаки и Сомони.
"Театр Лохути надо сносить, это не театр, а повторно примененный проект Дворца культуры химиков в городе Чирчик. Построен в 1954 году как дом культуры, и через небольшое время туда перевели Театр Лохути", - говорит архитектор.
Слово мэра - и хавли под снос
Что касается сноса и сохранения исторического наследия, то конкретные решения руководства городской администрации в моменте значат больше, чем формальные списки исторического наследия.
Так, еще с советских времен всего 4 объекта находились под охраной государства: здание ЦК Компартии, Дом правительства, оперный театр и библиотека им. Фирдавси (ныне - Счетная палата).
Здание счетной палаты республики Таджикистан в Душанбе
© Sputnik
Но когда потребовалось место для нового здания правительства, решение о сносе дома ЦК было принято очень быстро. И напротив, когда появились новости о сносе дома-музея Садриддина Айни, недовольство горожан было достаточно велико, чтобы лично мэр Душанбе отменил первоначальное решение администрации.
А вот объекты в стиле конструктивизма под охрану не попадали никогда и в лучшем случае подвергались реконструкции вместо сноса, как это было со зданием "Кохи Вахдат".
Если говорить о других, удаленных от центра, но исторически значимых постройках, то, по словам жителей, в районе улицы Академиков Раджабовых большинство близлежащих домов начнут сносить примерно в 2026-2027 годах. А вместе с частной застройкой могут разрушить также дом-музей знаменитого иранского поэта Абулькасима Лохути и "Дом специалистов".
Дом-музей Лохути
© Sputnik
Этот жилой дом имеет свою историю и был возведен ленинградскими архитекторами для себя, где они жили и планировали строительство города. В годы Великой Отечественной войны в нем проживали эвакуированные представители творческой интеллигенции. Ожидается, что на его месте построят трехблочное 19-этажное здание на три улицы, которое захватит и место, где стоит жилой дом-музей, в котором жил писатель Лохути.
Косвенно об этом свидетельствует появление возле "Дома специалистов" временного офиса застройщика.
Главная проблема - архитекторы Душанбе
По мнению архитектора, под снос может пойти (хотя пока никто это не обсуждает) здание Главуправления геологии рядом с РТСУ, кинотеатр "Ватан" и поликлиника № 12. Что касается здания поликлиники, то у местного краеведа, общественного деятеля и кандидата исторических наук Гафура Шерматова есть план по превращению его в Медицинский музей, в качестве первого медучреждения современного образца, построенного в Душанбе.
Кинотеатр "Ватан". Архивное фото
© Sputnik / Игорь Лекаркин
По мнению архитектора, сегодняшний передел карты города напрямую связан с высокими темпами урбанизации Таджикистана и расширения столицы.
"Архитектура - это экономика, а концентрированная экономика - это уже политика. Если не будет реновации в застройке городов, то будет застой. Это мы уже проходили с конца 60-х годов", - говорит архитектор.
По его мнению, главной архитектурной бедой Таджикистана остаются кадры, так как у выпускников школ нет нормального базового профильного образования.
В результате вузы получают очень слабых абитуриентов, из которых по большей части не получается сделать хороших специалистов. Причем это относится не только к архитекторам, но и к будущим врачам, учителям, ученым и прежде всего к будущим чиновникам, которые окажутся во главе государства.