ДУШАНБЕ, 11 окт — Sputnik. В Душанбе планируют построить подземное метро. Власти рассчитывают, что проект предотвратит грядущую транспортную проблему, появление которой прогнозируется в таджикской столице уже в ближайшие годы.
Что известно о строительстве подземки в Душанбе и каким будет проект - разбирался корреспондент Sputnik Таджикистан.
Решить проблему до ее наступления
Душанбе действительно нуждается в строительстве подземного метро, отметил в беседе со Sputnik Таджикистан министр транспорта республики Азим Иброхим.
По его словам, в столице ежегодно увеличивается численность населения и количество иностранных туристов, что сказывается на дорожной ситуации.
"Постоянные пробки и чрезмерный рост количества автомобилей в Душанбе, что уже сейчас наблюдаем в столице, станет серьезной проблемой в ближайшие несколько лет. По этой причине, как гласит народная мудрость, решить ее нужно до того, как она произойдет. Подземное метро, как и в других больших мегаполисах мира, должно стать важнейшим средством передвижения пассажиров и в Душанбе", - сказал Азим Иброхим.
Согласно официальной статистике, население Таджикистана за последние 30 лет увеличилось более чем вдвое, достигнув 10,5 млн человек, а прирост населения в Душанбе утроился и превысил 1,2 млн жителей. Поэтому неудивительно, что властей беспокоит транспортный вопрос.
Проектированием подземки в Душанбе занимаются специалисты Министерства транспорта Таджикистана, городской мэрии, а также представители корейских компаний Deahan Consultants Co. Ltd (отвечает за возведение тоннелей), Dong Myeong Engineering Consultants & Architecture Co. Ltd (строительство сооружений), Asia Railway Technology (разрабатывает систему сигналов и связи) и Sejong Engineering Co (работает над созданием системы распределения электроэнергии).
Меморандум о сотрудничестве в области изучения возможностей строительства подобного вида городского транспорта в Душанбе был подписан между Минтрансом и компанией "Национальная железная дорога Кореи" еще в середине марта 2022 года.
За это время зарубежные специалисты устроили три обучающих семинара, организовали несколько ознакомительных поездок в Корею для таджикских специалистов, проведено около 10 заседаний рабочей группы обеих стран в онлайн-режиме.
Где пройдет Душанбинское метро?
Как сообщили в Минтрансе Таджикистана, ветку метро предположительно планируется проложить от территории столичного Цирка вниз через улицы Неъмата Карабоева и Саади Шерози до рынка "Корвон", а вверх подземка должна дотянуться до Цементного завода. В целом на первой стадии строительства протяженность линии будет составлять 10,6 км.
По словам начальника управления по работе с инвесторами при Минтрансе Таджикистана Сухроби Нурулло, метро собираются возвести на такой глубине, которая не нанесет ущерба каким-либо сетевым коммуникациям Душанбе.
"В каждом городе есть своя инфраструктура ЛЭП и водоснабжения, и большая часть из них проходит под землей. Эксперты выяснят, на какой глубине следует строить метро и как она должна проходить через жилые районы, особенно через высотные здания", - пояснил в беседе со Sputnik Таджикистан.
Завершить подготовку технико-экономического обоснования планируется в апреле-мае 2025 года, а точное проектирование строительства метро собираются начать уже в июне-июле, отметил он.
"Для завершения всех этих этапов выделены средства и работают специалисты из Таджикистана и Южной Кореи. Мы не можем ничего точно сказать о том, сколько денег понадобится на проект и когда начнется строительство метро - в следующем году или позднее", - сказал Сухроб Нурулло.
По его информации, инвестором проекта выступает корейский "Эксимбанк", который 22 мая текущего года представил результаты по изучению возможностей строительства метрополитена в Душанбе.
Острая необходимость: мнение горожан
Строительство подземного метро стало острой необходимостью для столицы Таджикистана. По мнению экспертов, если сейчас не заняться решением транспортной проблемы, то через два-три года будет невозможно регулировать пассажирский и грузовой поток.
Бывший министр транспорта Таджикистана Фаррух Мухиддинов назвал проект подземного метро революционным, он изменит не только жизнь общества, но и положительно скажется на экономике.
"Как говорится, транспорт - это "кровеносная система" экономики. Мировой опыт показывает, что развитие любой страны сопровождается свободным дорожным движением, и Таджикистан не может быть исключением. По этой причине правительство должно заранее рассматривать эти вопросы и заблаговременно решать подобные проблемы", - считает он.
Ухудшение дорожной ситуации в первую очередь связывают с присоединением к Душанбе новых территорий, не имеющих всей необходимой инфраструктуры, а также со стремительным ростом количества автомобилей в Таджикистане.
По данным Минтранса, по итогам первого полугодия текущего года в республике зарегистрировали около 670 тыс. легковушек и грузовиков, а к концу года ожидается, что их станет 700 тыс. Причем более 30% от общего количества транспорта приходится именно на Душанбе.
И это не осталось незамеченным горожанами, которые последние несколько лет жалуются на пробки и трату времени в них. Так, по словам одного из жителей, самая сложная ситуация складывается на перекрестках у поворота к аэропорту, Садбаргу, у Текстиля в часы пик, когда люди спешат на работу, в школу и университет. Из-за скопления транспорта на этих участках иногда можно простоять полчаса или даже час.
"Вы понимаете, как важны даже 5 минут, чтобы прийти на урок и не получить замечание от учителя. Или для бизнесмена, как говорится, "время - деньги", а госслужащий рискует карьерой. Поэтому подземное метро очень нужно. Если часть людей будет спускаться под землю, чтобы добраться до нужного места, то получится лучше распоряжаться временем", - убежден мужчина.
С ним согласен другой душанбинец.
"Пробок много, особенно по утрам, начиная от Цирка до Танка проехать практически невозможно. Днем даже в центре сложно проехать по проспекту Рудаки от Турецкого посольства до ЦУМ", - поделился молодой человек.
По словам еще одной женщины, улицы Душанбе действительно сейчас переполнены транспортом, поэтому строительство метро упростило бы жизнь горожанам.
"Но нужно понимать, как это будет выглядеть, поскольку речь шла о метро наземном. Наверняка специалисты разрабатывают проект, предусматривая все особенности нашего рельефа и сейсмической зоны. Идея сделать подземное метро имеет право на существование, но с учетом, конечно, безопасности. А так, конечно, если это разгрузит трафик, то это будет на пользу всем жителям, особенно тем, кто обладает легковым транспортом", - отметила она.
Положительно оценил идею строительства метро в Душанбе житель, занимающийся предпринимательством.
"Для граждан это быстрое передвижение по городу, для города - снижение дорожной нагрузки, приток денежных масс, улучшение экологии. Для получения вышесказанного нужно делать его подземным, так как наземное метро испортит вид города, центральные улицы которого и так узкие. Кроме того, постройка наземки займет много места. Подземное метро намного дороже наземного, но и тут не без сложностей: Душанбе, особенно его центр, густо застроен новостройками, сваи которых идут минимум на 20-25 метров в глубину. Получается, метрострой должен лавировать среди построек", - заключил бизнесмен.