Какие таджикские товары могут быть популярны на маркетплейсах

Возможный выход Wildberries и других гигантов интернет-торговли на рынок Таджикистана открывает большие возможности для местных производителей
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 21 окт — Sputnik. В начале октября стало известно, что Татьяна Ким, основатель Wildberries- одного из крупнейших российских маркетплейсов - подписала меморандум с руководителем Торгово-промышленной палатой Таджикистана Джамшедом Джумахонзодой.
А неделю спустя замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрий Вольвач рассказал, что интерес к новому рынку могут проявить и другие российские площадки электронной коммерции. Причем речь не только об импорте зарубежных товаров и открытии пунктов Wildberries, Ozon или Lamoda: и Ким, и Джумахонзода подчеркнули, что подобное соглашение – отличный шанс для местных производителей выйти на иностранные рынки.
SputnikТаджикистан попросил читателей и подписчиков оценить, какие таджикские товары могут быть наиболее востребованы и широко представлены на маркетплейсах.

Курут

Курут
Соленый кисломолочный продукт стал однозначным лидером мнений, его среди возможных экспортных товаров называл ли чуть ли не каждый второй. Если оценивать серьезно, то несмотря на непривычный вкус для многих потребителей за пределами Центральной Азии, у курута есть все шансы занять свою уникальную нишу.
Во-первых, это экзотичная на первый взгляд, но при этом достаточно универсальная закуска-снек, которая подходит и как самостоятельный продукт, и как дополнение к алкогольным напиткам. Что довольно востребовано в большинстве стран СНГ, где как раз активно открываются пункты маркетплейсов.
Во-вторых, главная проблема курута – долговременное хранение и транспортировка – в последние годы легко решаются даже небольшими компаниями Таджикистана за счет внедрения вакуумной упаковки и продажами небольшими пачками.
Единственная сложность – возможная высокая конкуренция со стороны производителей из Узбекистана и Кыргызстана, которые уже несколько лет назад освоили продажу курута в привлекательных для покупателя коробках и сравнительно успешно продвигают его на международных площадках. И не только в России, где рынок продуктов емкий, но даже в Таджикистане.

Чапан

Юбилейный показ дизайнера Хуршеда Сатторова
Яркий национальный халат многие сочли идеальным товаром, которые можно прибыльно монетизировать, попутно рекламируя национальную таджикскую культуру. В СНГ самым идеальным рынком сбыта является Россия.
Предпосылки для этого уже есть: легкие летние накидки из адраса и атласа чуточку переделанные под европейский фасон давно ценятся модницами в Москве и Санкт-Петербурге как восточная изюминка.
Кроме того, увеличившийся турпоток в Узбекистан и Таджикистан лишь повысил узнаваемость и спрос на национальную одежду, как изящное украшение любого гардероба.
Вот только изготовляются они небольшими ателье или дизайнерскими студиями, потому и стоят недешево даже по российским столичным меркам. А вот масс-маркета ни на онлайн-площадках, ни на витринах магазинов по сравнительно доступной цене в РФ как раз нет – только то, что привозят с собой туристы из Бухары, Самарканда и Худжанда.
Единственный нюанс что и с курутом – непременная битва за покупателя с узбекистанскими поставщиками и модельерами, которые быстро оценили тренды на рынке моды и уже несколько лет постепенно продвигают жакеты и халаты с узнаваемым принтом.
Впрочем, тут экспортерам помогает скорее кооперация, чем конкуренция – так, продукцию в Россию поставляют сразу несколько совместных таджико-узбекских текстильных предприятий из Согда, а в Москве можно купить продукцию ателье, где одновременно работают и таджикские, и узбекские дизайнеры.

Джурабы

Национальные носки джурабы
Многие таджикистанцы считают теплые носки с геометрическим узором самым уникальным и при этом востребованным предметом таджикской культуры.
И не только жители республики. Путешественники из России и Беларуси – стран с холодным климатом и стабильным туристическим потоком в Таджикистан – также отдают должное этому элементу национальной одежды за его практичность, удобство и красоту. А некоторые берут джурабы даже для спорта, мол, толстые носки крупной вязки отлично "дышат" и долго не снашиваются, а потому хорошо подходят для занятий танцами или йогой в зале.
По большому счету, у джурабов немало конкурентов – кашемировых, шерстяных, синтетических и прочих зимних носков. Но почти ни одни из них не могут похвастаться сочетанием сразу нескольких качеств одновременно – красота, теплота, практичность, долговечность и высокий подъем, что делает его одновременно аналогом домашней обуви.
Так что при должном пиаре джурабы могут приглянуться очень многим потенциальным клиентам.

Деревянная посуда

Деревянная посуда
По мнению многих пользователей соцсетей, глубокие тарелки из дерева – "табак" или "таваки чуби" – также способны занять достойное место в ассортименте маркетплейсов. В Таджикистане в такую посуду принято накладывать курутоб, шакароб или фатиршурбо, но иностранцы находят ей куда более широкое применение – как тарелку под хлеб, фрукты и сладкое.
Многие особо отмечают, что блюдо, сделанное вручную из натурального дерева, смотрится "дорого". И потому его используют как элемент декора в интерьере в качестве подставки для сухоцветов, аксессуаров или драгоценностей.
Вероятно, спрос на "таваки чуби", если размещать такую посуду для продажи на маркетплейсах, будет особенно высоким именно в этом некулинарном качестве.

А что не подойдет?

Среди возможных вариантов, которые могли бы заинтересовать покупателей интернет-магазинов, многие называли кусковой набот (сахар), сухофрукты в вакуумной упаковке, матрасы-курпачи, топчаны из дерева ручной работы, изящные ножи-корды, яркие тюбетейки, а также народные лекарственные средства типа гармалы.
Однако большинство этих товаров либо уже широко представленные на российском, казахском и белорусском рынках, либо им будет объективно сложно выдержать конкуренцию с другими предметами той же категории, либо они трудно транспортируемы и не особо популярны за пределами Таджикистана и соседних государств, а то и вовсе не разрешены к продаже без соответствующего трудно получаемого сертификата, если речь идет о лекарственных препаратах.