Миротворец или разжигатель войны: что Трамп принесет в Центральную Азию

Таджикские эксперты неоднозначно оценивают последствия для ЦА, связанные с возвращением Трампа: он положит конец глобальным кризисам или дестабилизирует регион?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Выборы президента США выиграл представитель Республиканской партии Дональд Трамп.
Он получил 292 голоса выборщиков, что превышает необходимый для победы минимум в 270 голосов. По официальным данным, за республиканца проголосовали почти 70,9 млн избирателей, в то время как за кандидата от Демократической партии Камалу Харрис - около 66 млн.
Таджикские эксперты неоднозначно оценивают последствия для Центральной Азии, связанные с возвращением Дональда Трампа к власти. Одни считают, что Штаты положат конец глобальным кризисам, другие говорят, что администрация республиканца-бизнесмена будет проводить политику дестабилизации ситуации в Центральной Азии.
Как изменится отношение США к региону после инаугурации Трампа - разбирался корреспондент Sputnik Таджикистан.

Трамп-миротворец?

Глава Ассоциации политологов Таджикистана Сайфулло Сафаров считает Дональда Трампа приверженцем мира и безопасности. По его мнению, с новым президентом политика Вашингтона в отношении войн на Ближнем Востоке и Украине изменится и наступит "мир во всем мире".

"Мы в Таджикистане видели выгоду мира и согласия. Разрешение российско-украинского конфликта, которое ранее обещал Дональд Трамп, стало бы благом для всех стран СНГ и Евросоюза. Окончание израильско-палестинской и ливанской войны будет способствовать укреплению мира в Азии, частью которой мы являемся", - убежден Сафаров.

При этом политолог обратил внимание на конкуренцию США с Китаем и Россией за влияние в Центральной Азии. По его мнению, это противостояние продолжит носить скрытый характер и после избрания Трампа.
"С учетом Индии в Центральной Азии конкурируют четыре центра мировой силы. Фактически с одной стороны - три восточные державы, а с другой стороны - Запад во главе с США. Они представляют собой два больших блока, конкурирующих в регионе после распада Советского Союза. Дональд Трамп продолжит эту борьбу, но пока тайно, а не открыто", - высказался председатель Ассоциации политологов Таджикистана.

Все средства хороши

Многие таджикские аналитики полагают, что борьба за власть в Центральной Азии продолжится на прежнем уровне, ведь страны региона смогли ослабить это давление путем укрепления национальных правительств и политики открытых дверей.
Однако, по мнению эксперта по региональным вопросам Фирдавса Джалилова, в последние годы американская политика в Центральной Азии оказалась провальной, и такая ситуация может стать неприемлемой для администрации Трампа, который собирается "сделать Америку снова великой".
Джалилов обратил внимание, что политика "демократизации" постсоветских стран, которая продолжается более 30 лет с тратой миллиардов долларов, хоть и закончилась "успешными цветными революциями" в некоторых республиках, особенно на Украине и Грузии, в целом оказалась безуспешной для государств Центральной Азии.

"Америка привыкла к тому, что никто не в состоянии ей перечить ни в одном уголке мира. Однако после кризиса на Украине страны Центральной Азии не присоединились к санкциям против РФ, как хотели в Штатах, и антироссийская кампания в регионе также провалилась. И Вашингтон этого не ожидал, хотя и знал, насколько ЦА имеет исторические корни и существующие связи с Россией. Администрация Трампа, безусловно, постарается изменить такую ситуацию", - пояснил эксперт.

США и их разведслужбы НАТО уже давно осознали, что не смогут закрепиться и повлиять на Центральную Азию через развитие так называемого гражданского общества и демократии, отметил Джалилова. Поэтому, по его мнению, Вашингтон решил сосредоточить усилия на распространении религиозного экстремизма.
"При участии десятка экстремистских группировок и организаций, созданных в Центральной Азии за последние два десятилетия через специальные американские сети, Штаты начали процесс "исламизации" и "радикализации" в регионе. Хотя правительства центральноазиатских стран борются с этим, однако говорить о победе преждевременно", - сказал эксперт.
Бекмухаммад: как изменится политика США в отношении ЦА в случае победы Трампа
С Джалиловым соглашаются и другие политологи. Поскольку американцы верят, что именно через усиление терроризма и экстремизма можно перестроить региональные системы на своей вкус, то поведение Трампа вряд ли будет отличаться от действий других политиков.
Эксперт по вопросам безопасности Нурулло Хусейнов убежден, что именно по этой причине в Афганистане, где насчитывается более 20 глобальных и региональных террористических организаций, сдали власть талибам* три года назад.
"По крайней мере США верили, что таким образом смогут сломать железную стену Центральной Азии. Этой стратегии следовали предыдущие американские правительства на протяжении полувека, и администрация Трампа также продолжит ее", - подчеркнул Хусейнов.
По его словам, Таджикистан в этой стратегии имеет особое место, поскольку у республики самая протяженная граница с Афганистаном среди других стран Центральной Азии.
"Вовлечение граждан Таджикистана в ИГИЛ**, использование их в терактах в Афганистане, Иране, Турции и России и в целом разрастание ИГИЛ** по Центральной Азии свидетельствует о том, что у Вашингтона есть специальная программа в отношении таджикистанцев и самого Таджикистана", - предположил эксперт.
Хотя у таджикских экспертов нет единого взгляда на будущее американской политики под руководством Дональда Трампа, его враждебная риторика против Китая и политика сдерживания этой страны означают, что Центральную Азию и, прежде всего, Таджикистан, который является ближайшим соседом КНР, обязательно заденет.
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.
** "Исламское государство" (ИГ или ИГИЛ) - запрещена в России и Таджикистане.