ДУШАНБЕ, 26 ноя — Sputnik. Таджикистан активно занимается разработкой технико-экономического обоснования строительства железной дороги Джалолиддин Балхи - Джайхун - Нижний Пяндж.
Этот проект соединит республику с Индийским океаном через территории Афганистана, Ирана и Пакистана.
Власти рассчитывают, что новое направление превратит Таджикистан в привлекательную железнодорожную транзитную страну.
Как подтвердил корреспонденту Sputnik Таджикистан глава Минтранса Азим Иброхим, в настоящее время уже предпринимаются первые шаги для разработки ТЭО.
"Наши специалисты сейчас проводят технические работы, такие как топографическую съемку местности. Предстоит еще много сделать, но мы заинтересованы в том, чтобы как можно скорее начать реализацию проекта", - отметил он.
Какую выгоду проект принесет Душанбе - разбирался корреспондент Sputnik Таджикистан.
Океан для стабильной экономики
Проект строительства железной дороги Джалолиддин Балхи - Джайхун - Нижний Пяндж находится на рассмотрение властей Таджикистана уже десятый год. Но в 2022-м ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда Душанбе нашел инвестора в лице южнокорейского "Эксимбанка".
В том же году республику посетила специальная группа Корейского агентства международного сотрудничества (KOIСA), чтобы изучить возможности строительства данного железнодорожного направления. После полученных положительных выводов стороны подписали Меморандум о взаимопонимании, в рамках которого зарубежная компания не только пообещала вложиться в проект, но и провести курсы обучения для таджикских специалистов.
Общая стоимость технико-экономического обоснования и проектной разработки оценивается в 4 млн долларов, протяженность железнодорожной ветки до границы с Афганистаном должна составить 51 км.
Как отметил в беседе Sputnik Таджикистан начальник управления международных связей Минтранса Сухроби Нурулло, цель запуска проекта - соединить Таджикистан с Индийским океаном и южными государствами по ж/д.
"Его реализация сделает Таджикистан не только транзитной страной автомобильным маршрутом, но и железнодорожным. Мы ожидаем развития торговли и экономики страны", - отметил он.
Поскольку Таджикистан, как и другие страны Центральной Азии, не имеет доступа к портам с выходом к океанам, прокладка ж/д через через Афганистан, Пакистан и Иран действительно должна положительно сказаться на торговле, убеждены экономисты.
Эксперт по региональным вопросам Раджаби Мирзо считает, что океаны являются одним из важнейших факторов экономического и социального развития стран, имеющих к ним доступ.
"Многие государства Европы и Азии, в которых водные пути преобладают над наземными, создали стабильную экономику, и этот фактор способствовал повышению уровня жизни. В большинстве из них ВВП на душу населения составляет не менее 20-30 тыс. долларов", - пояснил он.
Раджаби Мирзо добавил, что страны Центральной Азии в прошлом имели ключевое экономическое значение из-за нахождения на Шелковом пути, благодаря чему успешно развивались, и теперь роль транзитных государств с точки зрения обмена товарами и продукцией между Китаем и Европой, а также Россией и Южной Азией вновь возвращается к ним.
Экспортный потенциал
Ряд экспертов сходится во мнении, что на перспективу экономического развития Таджикистан делает наибольшую ставку на развитие промышленности, в том числе в области добычи полезных и редких ископаемых. Поэтому экспорт продукции по железным дорогам в плане своевременности транспортировки является более простым и удобным.
За последние 150 лет, во время которых была создана и развивалась мировая железнодорожная система, Таджикистан оказался связан с Туркменистаном, Казахстаном, Россией и Европой только по маршруту через Узбекистан, обратил внимание профессор кафедры зарубежного регионоведения Национального университета Таджикистана.
При этом горные регионы республики, считающиеся сокровищницей подземных полезных ископаемых, были лишены такой транспортной связи.
"Однако с изменением мировой экономической ситуации, в том числе со смещением акцента России и Китая - двух основных экономических партнеров Таджикистана на Глобальный Юг, особенно в плане добычи полезных ископаемых, возникла необходимость строительства железных дорог. Поэтому Душанбе движется по пути к Индийскому океану с совместной региональной программой", - сказал Абдугани Мухаммадазимов.
В настоящее время выход к Индийскому океану имеют только 16 стран Азии - Индия, Бангладеш, Израиль, Йемен, Иордания, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Мьянма, Малайзия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Таиланд и Саудовская Аравия.
После строительства железной дороги Джалолиддин Балхи - Джайхун - Нижний Пяндж власти Таджикистана рассчитывают, что страна присоединится к международному мультимодальному коридору Китай - Таджикистан - Узбекистан - Туркменистан - Иран - Турция - Европа и через порты, в первую очередь иранский "Чабахор", достигнет индийского Океана.
Меморандум о взаимопонимании по международным и транзитным перевозкам через "Чабахор" между Таджикистаном и Ираном был подписан в ноябре 2023 года в присутствии глав двух стран - Эмомали Рахмона и Ибрагима Раиси.