Трамп и "новый курс": как отразится на ЦА инаугурация нового президента США

Если новый хозяин Белого Дома повысит ставки в борьбе с конкурентами на мировой арене, то все страны региона могут стать заложниками чужого конфликта
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 21 янв — Sputnik. 20 января состоялась инаугурация нового президента США Дональда Трампа. Его второй президентский срок и сам он будут отличаться от первого, в первую очередь - непредсказуемостью и провокационностью, которая у Трампа вышла на новый уровень. Впрочем, как и вся внутренняя и внешняя политика США последних нескольких лет.
Кроме того, он сформировал администрацию, состоящую из людей, которых мягко можно охарактеризовать как экстравагантных и открывающих новую эру в западной политике, где смешались политтехнологии, шоу-бизнес, эпатаж и крайний популизм.
И хотя Центральная Азия находится на периферии интересов Вашингтона, инаугурация и будущее президентство Трампа скажется и на ней. Попытаемся оценить, что принесут миру и региону новая администрация Трампа.

Мигрантов - вон, гендеров - два

Провокационные заявления Трампа и его политической свиты, которую он выбрал в качестве своего окружения в Белом доме, заключаются в идеях правого популизма, набравших популярность на фоне радикальной, так называемой прогрессивной повестки, которую поддерживала и отчасти продвигала предыдущая администрация Трампа.
Популизм этот выражен в первую очередь в грандиозных, практически невероятных инициативах (например, завершить украинский конфликт за три дня, присоединить Гренландию или сделать Канаду еще одним штатом США), которые при этом вовсе не обязательно доводить до конца.
Кроме того, это спекуляция и потакание социальным страхам, например мигрантофобии. Приведем теперь некоторые данные и высказывания, которые можно сформулировать как руководство к действию для новой политики США.
Так, например, в мае прошлого года, по сообщению Wall Street Journal, Трамп намеревался выслать из страны около 15-20 млн мигрантов. Это весь нелегальный "сектор" населения США, который составляет 3% от общего объема.
Причем, как писали СМИ, Трамп собирается для этого даже вводить чрезвычайное положение в стране и задействовать армию. Такая политика может затронуть граждан Таджикистана в том числе. Его слова приводило агентство AP: "В первый день я запущу самую масштабную программу депортации в истории Америки, чтобы убрать преступников".
После украинского провала США планируют "погегемонить" в Центральной Азии
Трамп также говорил: "вышвырнем их из нашей страны как можно быстрее", и действительно, в первые часы после инаугурации заявил о готовности отправить армейские соединения для патрулирования границы с Мексикой, откуда и проникают в Штаты большинство мигрантов.
Такое его восприятие и отношение к мигрантам дало повод критикам упрекнуть его как минимум в ксенофобии, а то и вовсе - в фашистских взглядах. Что лишь усугубилось жестом его сторонника Илона Маска во время церемонии, подозрительно напоминающим нацистское приветствие.
Если говорить о популизме, то не менее востребованной оказалась и отмена левой "прогрессивной" повестки, а именно - непризнания нескольких гендеров и полов, за исключением мужского и женского. Дональд Трамп пообещал, что после вступления в должность закроет все программы по инклюзивности в федеральном правительстве страны и на законодательном уровне установит определение биологического пола человека.
"При администрации Трампа в официальной политике правительства США будет признано только два гендера: мужской и женский. Звучит не так сложно, не правда ли?" - иронически заявил Трамп на мероприятии TurningPoint's AmericaFest 2024.
Также республиканец ранее пообещал "покончить с трансгендерным безумием" в Штатах. Выступая в декабре в Аризоне, Трамп заявил, что подпишет указы, которые позволят прекратить "калечить детей операциями по смене пола", а также пообещал "выдворить трансгендеров из армии, начальных, средних и старших школ" и запретить мужчинам участвовать в женских спортивных соревнованиях.
Причем, как показывает предыдущий срок, в этом вопросе Трамп довольно последователен - во время своего первого президентства он законодательно запретил службу в армии трансгендерам, которые получили такое право при президенте Обаме в 2016 году.
И если в 2019-м число военнослужащих-трансгендеров в армии США составляло около 14,7 тыс. человек из 1,3 млн, то в 2021 году с диагнозом "гендерная дисфория" в ВС США были только 2,2 тыс. военнослужащих.

Вашингтон раздвигает границы

Раньше внешняя политика Дональда Трампа характеризовалась своего рода изоляционизмом и нежеланием участвовать в многочисленных и дорогостоящих предприятиях по всему миру. Исключение составлял только Израиль, которому Вашингтон оказывал демонстративную поддержку, признав спорный Иерусалим столицей Израиля и перенеся посольство США в его восточную часть.
Сейчас же внешнеполитический кура Трампа 2.0 уже трудно называть изоляционистским.
Это может ярко выражаться в его взглядах и проводимой им политике во время его первого срока относительно палестинской проблемы. Его возвращение в Белый дом может вообще поставить под сомнение формирование Палестинского государства. Таким образом, Трамп ограничивает право народов на самоопределение, подавляя их интересы.
Менее чем за неделю в декабре успел выдвинуть претензии на возврат Панамского канала под контроль США, предложил присоединить Гренландию, забрав ее у Дании, а также сделать ближайшего соседа - Канаду - новым штатом. В эту же логику укладывается и его желание переименовать Мексиканский залив в Американский.
И теперь лозунг Трампа "Америка прежде всего" вместо сосредоточенности на внутренних проблемах приобретает характер агрессивного колониализма в рамках всего североамериканского континента. Иными словами, новая администрация США будет руководствоваться идеями, от которых Запад последние десятилетия пытался "освободить мир".
После сделки по Украине США уничтожат всех, кто предал Россию
При этом, что касается международных программ в других странах, продвигающих "американский взгляд на мир", то тут Трамп действительно настроен серьезно.
Так, миллиардер Илон Маск и предприниматель Вивек Рамасвами - одни из ключевых игроков в команде Трампа - возглавят в новой администрации Департамент эффективности государственного управления (чья аббревиатура DOGE аналогична интернет-мему), пообещали сосредоточиться на вопросах бюджетных трат и анонсировали сокращение международных грантов НКО, которые занимаются в том числе распространением "демократических ценностей" на 1,8 млрд долларов.
На страничке Х нового департамента, например, можно прочитать, как он критикует USAID, которая широко поддерживает распространение западных ценностей, за то, что организация ежегодно тратит 40 млрд долларов из бюджета налогоплательщиков на иностранную помощь невнятного содержаний.
При этом нельзя сказать, что самого Маска ситуация за рубежом совершенно не интересует. Напротив, он открыто поддерживает правую оппозиционную немецкую "Альтернативу для Германии", которую в самой Германии считают радикальной и даже неонацистской, а также британскую правопопулистскую партию ReformUK.

Как повлияет фактор Трампа на Центральную Азию?

Центральная Азия не занимает приоритетное место во внешней политике США, и смена администрации практически не влияет на стратегию Вашингтона.
Однако общие радикальные решения Трампа несомненно затронут страны региона. Так, в первые часы президентства он принял решение о выходе страны из ВОЗ.
Учитывая, что США были одними из крупнейших доноров Всемирной организации здравоохранения (что и вызывало недовольство Трампа), значительная часть медицинских программ ВОЗ в странах Центральной Азии могут быть урезаны или вовсе сокращены.
Трамп подписал указ о приостановке на 90 дней помощи Штатов на развитие другим странам. Речь идет и о различных НКО и фондах "в целях распространения демократических ценностей", и о более прагматичных программах и образовательных курсах.
"Никакая дальнейшая иностранная помощь Соединенных Штатов не будет предоставляться таким образом, чтобы это не соответствовало в полной мере внешней политике президента США", - заявил он.
Кроме того, ЦА в общем и Таджикистан в частности включены в более глобальную политику США по сдерживанию ее геополитических соперников, а именно России и Китая. Сегодня главная задача США в ЦА - это ослабление позиций и дискредитация Москвы и Пекина.
В последней стратегии Штатов по ЦА на 2019-2025 гг., которая была принята еще во время первого президентского срока Трампа, основными статьями являются содействие укреплению независимости стран региона, экономическое развитие и процветание, а также укрепление демократических ценностей.
Свои интересы Вашингтон в регионе достигает сегодня несиловыми геополитическими инструментами, т. е. "мягкими" технологиями, такими как психологические войны. Эта политика особенно усилилась после вывода Штатами своих сил из Афганистана и начала СВО на Украине.
Вашингтон активизировал работу с общественным мнением, наращивая ресурсы в этом направлении. Послами США в регионе сегодня являются люди, которые имели огромный опыт работы с общественным мнением в рамках деятельности разных международных организаций, включая НКО.
Впрочем, учитывая желания Трампа и его команды урезать средства USAIDи другим государственным и некоммерческим фондам, а также недавние заявления новоизбранного президента в духе "ни цента Афганистану", усилия Белого дома на этом направлении будут, вероятнее всего, снижаться.
Украина — это мелочь: Трамп предложит России глобальную историческую сделку
Однако Вашингтон косвенно все равно способен втянуть страны Центральной Азии и конкретно Таджикистан на арену глобального противостояния крупных держав.
Если Трамп решит вступить в глобальное торговое противостояние с Китаем, как это было во время его первого президентства, то антикитайские санкции обязательно будут направлены и в адрес государств, являющихся ближайшими торговыми партнерами и кредитными заемщиками Поднебесной. То есть в отношении любой из республик ЦА.
Происходить это будет примерно так же, как и в начале украинского конфликта, когда все страны Центральной Азии, так или иначе связанные торговыми, экономическими или миграционными путями с Россией, пострадали от западных санкций.
А если учитывать маловероятный и самый негативный сценарий превращения конфликта из торгового в военный, то Пекин, мобилизуя дипломатическое влияние, может мягко надавить на своих главных должников (к числу которых относится и Таджикистан) с целью получить публичную поддержку китайской позиции.