"Администрация Трампа рассматривает планы по закрытию десяти посольств и 17 консульств, а также намерена сократить или уплотнить несколько других иностранных миссий", — говорится в публикации со ссылкой на внутренний документ Госдепа, с которым ознакомилось издание.
Присутствие США сократится "почти на каждом континенте": предлагается закрыть шесть посольств в Африке — в ЮАР, Эритрее, Гамбии, Лесото, ДРК и Южном Судане, два посольства в Европе — в Люксембурге и Мальте, а также дипломатические миссии в Гренаде и на Мальдивах, пишет колумнист РИА Новости.
Наряду с этим речь идет о закрытии пяти консульств во Франции (в Бордо, Лионе, Ренне, Марселе и Страсбурге), двух в Германии (в Дюссельдорфе и Лейпциге) и еще двух — в Боснии и Герцеговине (в Мостаре и Баня-Луке). Несколько дипмиссий могут быть закрыты в Греции (в Салониках), Италии (во Флоренции) и Португалии (в Пунту-Дельгаде), а также в Великобритании — в шотландском Эдинбурге.
За пределами Европы "лишние" консульства будут закрыты в Камеруне (Дуала, экономическая столица страны), в ЮАР (Дурбан), Индонезии (Медан) и в Южной Корее (Пусан).
Также предполагается вовсе закрыть посольство в Сомали и так называемый Багдадский центр дипломатической поддержки вместе с консульством в Эрбиле. А в тех странах, где действует очень много консульств, как, например, в Японии и Канаде, предполагается свести их все в одно место.
Кроме того, ранее различные американские СМИ сообщали, что будет существенно сокращена численность дипломатического персонала за рубежом и центрального аппарата Госдепа в Вашингтоне.
Сделать это не так сложно, как в случае с Минобороны или ЦРУ, поскольку в американских дипмиссиях, особенно в консульствах, до двух третей персонала — местные, то есть граждане стран пребывания, а не американцы. Их трудовые права не так строго защищены. Впрочем, как уже показал опыт ЦРУ, трудовое законодательство и даже личные договоры легко можно обойти "отложенным увольнением" и выплатой десятимесячной компенсации.
Официально это все та же оптимизация, которой подвергаются сейчас практически все государственные ведомства США. Снижение расходов, повышение эффективности — это уже привычная для Вашингтона мантра.
Но, с другой стороны, сокращение раздутого аппарата американских загранучреждений проходит на фоне переформатирования вообще всей концепции внешней политики США. В первую очередь это отказ от "продвижения демократии" и "оголтелого глобализма", что само собой приводит к массовому сокращению персонала, который обслуживал гранты уже расформированного агентства USAID и прочих подобных структур.
Некоторые американские эксперты, поддерживающие Демократическую партию, уже критикуют такое решение, поскольку оно якобы вернет внешнюю политику США если не в XIX век, то как минимум в 1930-е годы, когда Вашингтон пребывал, конечно, не в полной изоляции от внешнего мира, но о гегемонии, в том числе и культурно-идеологической, и не помышлял.
Все внешнее влияние тогда ограничивалось "доктриной Монро", то есть Западным полушарием. И даже там роль "дипломатов" зачастую играли торговые представители крупных корпораций типа ставшей широко известной United Fruit Company с ее концепцией "банановой республики".
Противники политики Трампа подчеркивают, что в результате сокращений США уступит мировое первое место по количеству и масштабам загранучреждений Китаю, который как раз наращивает свое дипломатическое присутствие, особенно в Африке.
Справедливости ради надо сказать, что выбор посольств и консульств, подлежащих расформированию или сокращению, местами действительно выглядит странно. Например, ЮАР — ключевая страна Африканского континента с серьезными экономическими ресурсами и большими региональными амбициями.
Но закрытие посольств в Претории и в Лесото, а также консульства в Дурбане определяется не какой-то новой африканской политикой Белого дома — это всего лишь "личная война" Илона Маска против своей исторической Родины.
Маск развернул в последние несколько месяцев практически травлю Южно-Африканской Республики и добился выдворения из Вашингтона посла и военного атташе ЮАР. Маск требует от Претории пересмотреть политику в отношении белого населения и отменить дискриминационные нормы, включая конфискацию земель и ферм в пользу черного населения.
Тут Маск по-своему прав, но нюанс в том, что, имея лишь сокращенное консульство в Кейптауне, как-то влиять на своенравное руководство ЮАР очень сложно. Да и кейптаунский офис в последнее время лихорадит: электронные услуги отменены, ибо персонала для обслуживания их не хватает, прием посетителей ведется только очно, выросли очереди.
Но Маск, как и очень многие эмигранты, полагает, что с тех пор в стране, из которой он уехал, ничего не изменилось. Да, в ЮАР бурная внутриполитическая жизнь, но окриками в соцсетях и незамысловатым дипломатическим давлением ее ход не изменишь.
Также показательна ликвидация посольства в Сомали. С одной стороны, Республика Сомали как государство сейчас представляет из себя только флаг перед зданием штаб-квартиры ООН.
Уже оформились и активно добиваются внешнего признания сразу несколько новых квазистран на обломках бывшего Сомали, и с некоторыми из них уже вполне всерьез ведут переговоры Великобритания, Турция и Китай. США же в этой игре не только не участвуют по факту, но и самоустраняются по сути. Такое решение, конечно, в рамках новой концепции внешней политики Дональда Трампа, но, скажем так, несколько непрактично.
Похожая ситуация с консульствами в Боснии. Если резонно закрытие консульства в Мостаре, который формально считается столицей хорватского энтитета, но на деле там смешанное мусульмано-хорватское население, то в сербской Баня-Луке дипломатическое присутствие пригодилось бы, учитывая очевидную тенденцию Республики Сербской обособиться.
Такие решения обычно принято рассматривать как идеологический и политический жест: США выходят из активного участия в политике БиГ и перекладывают эту ношу на Евросоюз. Но что-то подсказывает, что решение по закрытию консульств в Мостаре и Баня-Луке принималось не из таких глубоких внешнеполитических построений, а просто глядя на карту: страна маленькая, зачем там лишние два консульства? Логично ведь.
А вот ликвидация многочисленных консульств во Франции и Германии, напротив, выглядит как весьма своевременное решение в рамках все той оптимизации государственных расходов и тоже знаковое для понимания новой внешнеполитической концепции Трампа.
Их существование в таком количестве было обусловлено исторически и отчасти символизировало прочные связи США с европейскими странами. Сейчас нет уже даже упоминаний о такой исторической традиции, и "прочные связи" в рамках "трансатлантического союзничества" постепенно сводятся к товарно-денежному обмену.
Иными словами, было бы слишком просто рассматривать решение Белого дома радикально снизить численность своих загранучреждений по всему миру только в рамках кампании по сокращению расходов.
Это во многом знаковое решение, изучая которое можно попробовать определить новые приоритеты внешней политики администрации Трампа. На первый взгляд, в начальном списке сокращений достаточно и волюнтаризма, и личных представлений того или иного человека из окружения Трампа о добре и зле.
Но в целом такие, казалось бы, чисто административные действия всегда демонстрируют признаки концептуальности. Больше ясности внесет продолжение этого списка, и тогда уже точно может будет понять, в какой период своей истории возвращается внешняя политика США: в 1930-е годы или все-таки в XIX век.