ДУШАНБЕ, 5 мая — Sputnik. Китай испытывает трудности со своим крупнейшим проектом "Один пояс — один путь" в Центральной Азии, пишет ИноСМИ со ссылкой на Eurasianet.org.
Китай расширяет свое экономическое присутствие в Евразии в рамках проекта, но данная инициатива потребует огромных вложений в масштабное расширение железнодорожной инфраструктуры, особенно в Центральной Азии.
Три дороги
Так, на территории Центральной Азии должны быть проложены (или расширены) три основные железнодорожные ветки. Пекин, однако, сталкивается с рядом проблем в ходе осуществления данной инициативы.
Западная "Ветка №1" пройдет из Алашанкоу (Хоргоса) в Синьцзяне по территории Казахстана до стыка с российской Транссибирской магистралью и далее в Евросоюз через Беларусь.
Западная "Ветка №2" проляжет из Алашанькоу (Хоргоса) в Синьцзяне в Казахстан и далее в Туркменистан, Иран, Турцию и, возможно, ЕС. Ответвление этого маршрута также дойдет до Кавказа, пересекая Казахстан и Каспийское море (товары будут пересекать морскую часть маршрута на паромах).
А западная "Ветка №3" свяжет город Кашгар на западе КНР с городом Ош в кыргызской части Ферганской долины через перевал Иркештам, а затем пройдет по территории Узбекистана, Туркменистана, Ирана и Турции в Европу.
Нет понимания
Китаю, как подчеркивается в статье, мешает непонимание нюансов работы в Центральной Азии и неспособность руководства КНР учесть важные для государств ЦА социальные и культурные аспекты.
Власти Китая при общении с центральноазиатскими лидерами преподносят "Один пояс — один путь" исключительно с прагматичной точки зрения, используя экономическую терминологию и убеждая, что, ее осуществление принесет выгоду всем вовлеченным сторонам.
Однако по мнению многих обозревателей, КНР не учитывает важные аспекты.
Первое упущение — это то, что многие страны Центральной Азии с их централизованной политсистемой не похожи на Китай. Кроме того, внутри региона иногда возникают непростые спорные ситуации.
Еще одним препятствием для Пекина является непонимание китайских чиновников опасений центральноазиатских лидеров, считающих, что мощная экономика Китая может поглотить их более мелкие экономики и полностью трансформировать государства и общества в регионе.
Экспорт проблем
Внутри самого Китая возникают большие проблемы. В рамках политики "международного сотрудничества по наращиванию производства" Пекин побуждает китайские фирмы выходить за пределы КНР и открывать заводы и фабрики за границей.
Так, китайские финансовые организации создают финансовые механизмы, которыми могло бы пользоваться руководство на уровне провинций.
Однако это очень рискованно, поскольку отсутствие у чиновников на более низком уровне опыта общения с иностранными правительствами и организациями может создать значительные проблемы.
Кроме того, если не удастся все тщательно организовать, Китай начнет "экспортировать" в соседние страны свои проблемы с индустриальным перепроизводством.
Китай в 2013 году объявил о новой стратегии экономического развития "Один пояс — один путь", направленной на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии. Стратегия включает два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях.
Ранее сообщалось, что президент США Дональд Трамп открыл двери влиянию КНР, урезав финансовую помощь Центральной Азии. Помощь Таджикистану, в частности, предлагается сократить на 47,6% — до 17,3 миллиона долларов.
Влияние Китая на страны ЦА растет вслед за объемами инвестиций. Действуя через экономические рычаги, Китай зарабатывает себе политические очки. Так, Инвесторы из Китая вложат 360 миллионов долларов в модернизацию предприятия по производству минеральных удобрений "Азот" в РТ. На данный момент Китай планирует увеличить товарооборот с Таджикистаном до 3 миллиардов долларов.
Напомним также, что страны нового Шелкового пути смогут использовать самый быстрый поезд, разрабатываемый в Китае. Новый поезд способен развивать скорость до 400 километров в час. При разработке и производстве будут применяться новые материалы, такие как углеродная нить и алюминиевый сплав. Они позволят снизить весовую нагрузку, повысить энергетическую эффективность. Новые поезда будут доступны на рынках стран нового Шелкового пути к 2020 году. Фэн Цяо добавил, что эти поезда помогут продвижению региональных связей и создадут новый бизнес для Китая и иностранных экономик вдоль нового Шелкового пути.