ДУШАНБЕ, 9 июн — Sputnik. По случаю 20-й годовщины подписания Соглашения о мире и национальном согласии, которую Таджикистан отметит 27 июня, граждане страны надеются, что президент объявит амнистию.
Объявление амнистии является прерогативой главы государства, и предугадать заранее, будет ли она, вряд ли возможно. С одной стороны, дата, конечно, круглая — все-таки 20 лет с окончания гражданской войны. С другой — так называемая золотая амнистия только-только завершилась. Была она посвящена не менее важной дате — 25-летию независимости Таджикистана.
И тем не менее, что если амнистия будет? Учитывая идеологическую составляющую отмечаемого праздника — мир и согласие, есть ли шанс выйти на свободу у так называемых политических заключенных — бывших и нынешних оппонентов действующего правительства страны?
Политолог Шокирджон Хакимов не уверен, что потенциальная амнистия может затронуть данную категорию.
"Не думаю, что в отношении политзаключенных, особенно своих политических конкурентов, это произойдет. Субъекты законодательной инициативы склонны не принимать таких действий, поскольку, по их мнению, последствия могут дестабилизировать общественно-политическую обстановку в стране", — сказал он.
Между тем, по его словам, рациональное зерно в помиловании политзаключенных есть: таким образом можно создать для них возможность на реабилитацию и адаптацию для жизни в иных условиях.
А вот лидер Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров убежден, что никакой амнистии в принципе не будет.
"Власти не пойдут в полное противоречие со своей политикой, особенно последних полутора лет", — пояснил он.
Напомним, что летом 2016 года эксперты гадали, затронет ли объявленная амнистия членов запрещенной в Таджикистане политической партии ПИВТ. Тогда на свободу вышли 12 тысяч человек. Среди них была Зарафо Рахмони — единственная женщина среди 13 осужденных членов высшего политсовета ПИВТ, приговоренная к двум годам лишения свободы.
До этого амнистия объявлялась в 2014 году по случаю 20-летней годовщины принятия Конституции. Амнистия затронула 10 тысяч человек.