ДУШАНБЕ, 3 июл — Sputnik. Индия создает свой трансконтинентальный проект "Транспортный коридор Север-Юг", сообщает ИноСМИ, со с ссылкой на статью аналитика Forbes Уэйда Шепарда.
По некоторым оценкам, маршрут с севера на юг является в экономическом отношении еще более многообещающим, чем некоторые возникающие в настоящее время сухопутные маршруты восток — запад, считает Уэйд Шепард.
По сути этот проект представляет собой мультимодальный транспортный коридор протяженностью 7200 километров. Торговый путь от Индии до России, связывающий между собой Индийский океан, Персидский залив и Каспийское море, начал разрабатываться более 15 лет назад. Россия, Индия и Иран подписали официальное соглашение для того, чтобы сделать этот проект реальностью.
"Данный маршрут может вдвое сократить путь из Мумбаи в Санкт-Петербург, — подчеркнул Джонатан Хиллман (Jonathan Hillman), директор подразделения "Новые связи Азии" (Reconnecting Asia) Центра стратегических международных исследований (Center for Strategic International Studies).
В настоящее время для транспортировки товаров из Индии в Россию требуется проделать длинный и сложный морской путь: через Аравийское море, Суэцкий канал, Средиземное, Северное и Балтийское моря. А всего на прохождение по этому маршруту нужно потратить минимум 45 дней. Проект "Транспортный коридор Север-Юг" призван изменить эту ситуацию. Исследования показали, что новый маршрут будет на 30% дешевле и на 40% короче, чем существующий морской путь.
Согласно новой транспортной схеме, товары планируется перевозить из порта Джавахарлала Неру и порта Кандлы (Kandla) в западной части Индии до порта Бендера-Аббаса в Иране, а затем — по автомобильной и железной дороге через Баку в Москву, Санкт-Петербург и дальше. В перспективе второй маршрут может быть проложен вдоль западного побережья Каспийского моря и по новой железной дороге, соединяющей Казахстан, Туркмению и Иран.
Уэйд Шепард считает, что в Индии заинтересованы расширить свое торгово-экономическое взаимодействие с Россией, которое сегодня недостаточно развито, учитывая потенциал обеих стран. Для этого Индия активно наращивает свое политическое и экономическое присутствие в Азии. Недавно она вступила в Шанхайскую организацию сотрудничества. Кроме того, Индия пытается продвинуть свою версию соглашения по созданию автомобильной дороги Бангладеш — Бутан — Индия — Непал, а также обсуждает возможность заключения партнерского соглашения с Евразийским экономическим союзом — экономической зоной, в состав которой входят Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. А Таможенную конвенцию о перевозке грузов, куда входит 71 страна, Индия уже ратифицировала.
Занимая четвертое место в мире в списке самых крупных потребителей электроэнергии, Индия увеличивает спрос на нее с каждым днем. А поставки именно этого ресурса могут обеспечить страны Центральной Азии.
Индия принимает самое активное участие в развитии иранского порта Чабахар, грузооборот которого планируется увеличить в пять раз и довести его до 12,5 миллиона тонн в год. Кроме того, Нью-Дели поддерживает строительство автомобильной дороги протяженностью 218 километров, связывающей центральную часть Афганистана с иранской границей.
К числу важнейших проектов евроазиатской интеграции, в которых активно участвует Индия, относится также многосторонний проект "Каладан" (Kaladan) в Мьянме, трансазиатская железная дорога от Дакки до Стамбула (Trans-Asian Railway), автомобильная магистраль Индия — Мьянма — Таиланд и расширение порта Тринкомали в Шри-Ланке.
"Транспортный коридор Север-Юг", а также связанные с ним проекты обеспечивают Индии более легкий путь в самый центр Евразии, который при этом идет в обход Пакистана. Это очень привлекательно для Нью-Дели, особенно если учесть, что Китай занимается реализацией своего экономического коридора "Китай — Пакистан", подчеркивает Шепард.
Несмотря на то, что некоторые аналитики считают индийский проект азиатской интеграции направленным против инициативы Китая "Один пояс — один путь", Уэйд Шепард другого мнения на этот счет.
"В реальной жизни эти две инициативы прекрасно дополняют и подпитывают друг друга. По намерениям и целям эти проекты очень трудно отделить друг от друга", — объясняет Шепард.
Идея экономической и инфраструктурной интеграции существует давно и проекты для ее осуществления исходили в разное время от России, Японии, Индии, Китая. Все эти инициативы с разными названиями следует воспринимать как составные части одного многонационального мегапроекта, известного как Новый шелковый путь, считает Шепард.
Паназиатские масштабные проекты благотворно скажутся на странах Центральной Азии, считает аналитик. Ведь раньше эти страны воспринимались как "край мира" и были трудно доступными, теперь же они превращаются в реальный центр мира, соединяя его окраины.
Напомним, Уэйд Шепард — автор книги "Китайские города-призраки" (Ghost Cities of China). В Китае сейчас, по некоторым оценкам, около 64 миллионов пустых домов. На своих огромных территориях Китай строит до 20-ти новых городов-призраков в год.
Проблема городов-призраков —это логистическая проблема — неправильный расчет. Во-первых, большинство городов-призраков построено вдали от оживленных торговых путей и крупных предприятий, вдали от цивилизации, в почти что неосвоенных человеком местах. Во-вторых, цена недвижимости подскочила, и средний китаец покупать квартиры бог знает где не станет. Дешевле жить в перенаселенном Шанхае.