ДУШАНБЕ, 14 дек — Sputnik. Утром 14 декабря с афганско-таджикской границы пришли новости о том, что берег Пянджа в усиленном режиме патрулируют военные, а все шесть мостов, соединяющих Афганистан и Таджикистан, закрыты.
Впрочем, в Госкомитете национальной безопасности эту информацию вскоре опровергли, сообщив, что и пограничная зона, и сами мосты свободны для прохода.
И все же сообщения о возможном усилении границы не беспочвенны. Тут и поспешное бегство многих уцелевших боевиков ИГИЛ с Ближнего Востока в Афганистан, и частые "визиты" вооруженных наркоторговцев.
Последнее столкновение пограничников с контрабандистами закончилось и вовсе трагично.
Напомним, 2 декабря в 19 часов в районе Шамсиддин Шохин 12 человек незаконно пересекли границу, но были обнаружены силовиками.
В ходе начавшейся перестрелки погиб командир погранотряда "Шураобод" полковник Хайриддин Ахтамов и ранены еще четверо военных. Сами наркоторговцы потеряли убитыми троих человек, а оставшиеся в живых отступили на афганскую территорию, оставив на поле боя "балласт" в виде 33 килограммов наркотиков и 4-х автоматов Калашникова.
Так что новость о возможном закрытии афгано-таджикской границы хоть и не подтвердилась, но выглядит вполне вероятной.
Sputnik Таджикистан решил узнать у экспертов, обезопасят ли это Таджикистан от непрошенных гостей с юга и не пострадают ли от этого мирные жители?
"Приграничная торговля между странами не такая уж масштабная, это больше похоже на товарный обмен. Да и сами контрабандисты идут не по мостам, а через реку. Здесь наиболее уязвимыми участками являются Шуроабадский и Пянджский районы Хатлонской области", — полагает исследователь Умед Джайхани, родом из селения как раз близ афганской границы.
Напротив, памирский рубеж он считает довольно безопасным, так как скорость течения Пянджа, отвесные скалы и температура воды в это время года делают его почти непреодолимым препятствием. Пересекать здесь реку контрабандисты едва ли рискнут не то что пешими, но даже на импровизированном плавсредстве.
Это подтверждает и сотрудник Центра изучения современного Афганистана, военный эксперт Андрей Серенко. По его мнению, в конце года вполне вероятны и локальные военные учения отдельных частей и спецоперации, требующие временного перекрытия границ.
Но еще одна, куда более вероятная причина — силовики могут усилить контроль над территорией не для того, чтобы уберечь Таджикистан от бандитов, стремящихся попасть в страну, а с целью не дать уйти тем, кто хочет скрыться от правосудия на территории соседнего Афганистана.
"Надо смотреть на конкретный эпизод, с чем именно он связан. Режим охраны границы вводится не только из-за активности контрабандистов. Страна небольшая, местность горная, труднопроходимая. И для силовиков логично попытаться задержать преступника, до того как он сам решит сбежать в Афганистан", — пояснил Серенко Sputnik Таджикистан.
Увы, первыми жертвами закрытия границы станут местные жители. Особенно те, что находятся на афганской стороне.
Хотя бы потому, что значительную часть продуктов они покупают именно в Таджикистане, ведь путь до ближайшего афганского рынка, базара или аптеки лежит через горные перевалы и узкие грунтовые дороги среди отвесных скал. А прогулка за канистрой солярки, мылом и аспирином для местных жителей может оказаться сродни небольшому альпинистскому походу.
"Речь идет уже не об убытках мелкооптовой торговли. Тут не самое благополучное место для проживания: есть большие проблемы с топливом, медикаментами и продовольствием. А потому закрытие границ, даже временное,— всегда огромный стресс для жителей афганских территорий", — отмечает Андрей Серенко.
Что касается приграничного сотрудничества двух стран, то в целом ему ничего не угрожает.
Напротив, после встречи президента Эмомали Рахмона с главой Афганистана Мухаммадом Ашрафом Гани в середине июля при участии Евросоюза в Таджикистане был дан старт проекту строительства нового моста в районе Фархор, восстановления дорог и укрепления берегов реки на границе..
Проект будет реализован Фондом Ага Хана и фондом PATRIP, а его бюджет составит 16 миллионов евро.