ДУШАНБЕ, 19 мар — Sputnik, Григорий Ростов. Ситуация в северных провинциях неспокойного соседа Афганистана на границе с Таджикистаном и Туркменистаном продолжает накаляться.
В минувшую субботу подразделения Афганской национальной армии (АНА) провели спецоперацию против отрядов "Исламского государства" (ИГИЛ — запрещена в России), окопавшихся в провинции Джаузджан близ туркменско-афганской границы.
Операция началась рано утром с бомбовых ударов по позициям Халифата, нанесенных авиацией АНА и сил международной коалиции. По ее итогам более 40 боевиков ИГИЛ были ликвидированы и еще 17 ранены, отчитался в воскресенье пресс-секретарь губернатора провинции Мухаммад Реза Гафури.
"После авианалета, в ходе которого в селении Чакма-Чукур полностью уничтожена одна из баз боевиков. Высадившийся десант правительственных сил задержал 10 сторонников ИГИЛ, в том числе и двух иностранных граждан", — сообщил он.
Террористический спецназ
Надо отметить, что спецоперация была также ответом Кабула на действия движения "Талибан" — близких "собратьев" ИГИЛ по террору в регионе. В конце прошлой недели талибы атаковали сразу несколько блок-постов правительственных войск и полиции в районе Ходжа-Гор, расположенных в непосредственной близости от границы Таджикистана.
По словам пресс-секретаря губернатора провинции Сунатулла Тимура, бой продолжался более двух часов. Итог неутешителен — четыре блок-поста перешли в руки талибов, 20 силовиков погибли, 15 получили тяжелые ранения.
Примечательно, что ударную силу атаки составили бойцы элитного подразделения талибов, недавно созданного для решения оперативных задач, так называемой Красной дивизии ("Китъаи сурх"). Изначально спецотряд был назван армией Омари в честь основателя движения — муллы Омара, однако затем переименован.
По некоторым данным, в составе спецгруппы имеются выходцы из республик Центральной Азии и Кавказа. Если смотреть на итоги их действий и скудные данные разведки, то выучка у них вполне себе военная — большинство "спецназовцев" от "Талибана" ранее проходили военную службу в элитных отрядах ВС своих стран.
Появление "Красной дивизии" именно в северных районах страны неслучайно. По имеющимся данным, они охотятся на инструкторов армии США, которые находились в то время на базе 10-го батальона спецназа Афганской национальной армии.
"Американские инструкторы прибыли в расположение 10-го батальона спецназа АНА, чтобы вручить особо отличившимся бойцам грамоты и значки от командования войск", — отметил эксперт по Афганистану Илхом Нарзиев.
По его словам, в начале марта Пентагон заявил, что в срочном порядке отправляет в Афганистан 800 офицеров спецназа США со знанием языков дари и пушту. Они будут проходить службу в подразделениях АНА на линии соприкосновения с "Талибаном".
Но если судить по последнему нападению, "Красная дивизия" проявила себя куда более боеспособным подразделением, чем афганские протеже Вашингтона.
"Фотографии с церемонии награждения выложили в соцсети, и уже через день позиции правительственного батальона в уезде Ходжа-Гор подверглись атаке талибов. Помимо боевых потерь, им удалось захватить в плен трех спецназовцев. Предполагается, что "Красная дивизия" охотилась именно на американцев", — подчеркнул Нарзиев.
Пентагон и Белый дом в последнее время все чаще заявляют о большей интенсивности действий своего военного контингента в Афганистане. По сообщениям СМИ, туда готовится переброска резервов американской армии: ВВС и спецназа из Ирака. Военно-воздушные силы США уже увеличили число боевых вылетов и количество бомбардировок в Афганистан минимум до 25 в неделю. Президент Дональд Трамп объявил о намерении потратить 5 миллиардов долларов на афганскую операцию в 2018 году.
В то же время партнеры Вашингтона по НАТО берут на себя обязательства отправить дополнительные резервы в Афганистан в ближайшее время.
Война далека от завершения
Казалось бы, Белый дом всеми силами стремится поставить точку в афганской эпопее и противостоянии "Талибану", длящемуся уже почти 17 лет. Однако многие аналитики считают, что основной целью США является не победа и установление сильного центрального правительства, а скорее, препятствие поражению.
Другими словами, для американцев нахождение их военных баз в этом регионе имеет огромное стратегическое значение, поэтому они сделают все, чтобы сохранить имеющийся статус-кво как можно дольше.
В МИД России раскритиковали политику США в Афганистане. Спецпредставитель президента РФ Замир Кабулов заявил, что у Москвы есть ряд вопросов к Вашингтону по поводу истинных целей и сроков дальнейшего американского военного присутствия в регионе. По его мнению, не существует сугубо военного решения афганского конфликта, а силовыми методами одержать победу над террористическими группировками не удастся.
Кабульские союзники американцев стараются придерживаться двойственной стратегии. С одной стороны, предлагая мир "Талибану", с другой — не очень-то этого мира и добиваясь.
Напомним, на международной конференции "Кабульский процесс" в начале марта президент Ашраф Гани заявил, что хотел бы начать мирные переговоры между боевиками и центральным правительством.
Однако и недавние теракты в афганской столице, и неудача прошлых попыток договориться с боевиками говорят о том, что мира ждать не приходится.
"На мой взгляд, это дежурные заявления, которые ни к чему новому не приведут. Ашраф Гани и раньше говорил, что "Талибан" нужно сделать легальной политической силой, раз 5-7 точно. Но все призывы остаются безответными", — отмечает эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.
Переговоры не состоятся хотя бы потому, что верхушка "Талибана" закономерно считает официальный Кабул марионеткой США и готово разговаривать только напрямую с Вашингтоном.
Тогда как американская администрация открыто поддерживает Гани и готова быть посредником между правительством и боевиками, но садиться за стол переговоров с террористам точно не желает.