ДУШАНБЕ, 19 фев — Sputnik, Вадим Попов. Министерство транспорта Таджикистана предложило правительству сделать платными ряд дорог.
В Минтрансе республики уверяют: данная мера необходима, поскольку на содержание дорог одних только государственных средств не хватает.
С 2010 года в Таджикистане взимается плата за проезд по трассе, протянувшейся от Душанбе до Чанака.
"Мы все стали свидетелями того, что платная дорога Душанбе - Худжанд показала эффективность. Если она не была бы платной, то одними средствами Минтранса невозможно было бы справиться с последствиями снегопадов и лавин. На поддержание трассы средства со стороны правительства не выделяются", - пояснил на пресс-конференции министр транспорта Худоёр Худоёрзода.
В свою очередь замглавы Минтранса Сухроб Мирзоев пояснил, что до конца 2019 года будет подготовлен список дорог, которые планируется сделать платными в соответствие с приказом правительства Таджикистана.
Чтобы брать деньги за использование других автотрасс Таджикистана, логично сначала разобрать плюсы и минусы уже имеющейся трассы.
За проезд по Таджикистану придется платить
С дорогой из Душанбе в Худжанд не все гладко. Недовольные отмечают, что она не настолько хороша, чтобы за проезд брать деньги. Тем более что автомобилисты и так платят транспортный налог.
Водители хотят знать, как расходуются их средства, сколько из собранных денег действительно идет на ремонт автодороги и покупку снегоуборочной техники. В свою очередь, жители придорожных кишлаков недоумевают, почему они должны платить за поездку в соседнее село, ведь они привыкли ездить бесплатно.
В компании IRS, собирающей с автомобилистов деньги, отмечают, что разработали тарифный план с учетом интересов жителей придорожных населенных пунктов и для них предусмотрены льготы. С тарифной сеткой можно ознакомиться на официальном сайте компании.
Для IRS стал проблемой вопрос: сколько денег брать с жителей Варзоба? Так как 80% доходов компании составляет плата водителей именно этого села. Если уменьшить сборы с них, то доход компании существенно снизится. По этой причине было отклонено предложение некоторых душанбинцев сделать проезд через пост Варзоб бесплатным в летний период, ведь это международная туристическая зона и единственное место отдыха жителей столицы.
Эксперт: курорты Таджикистана - золотое дно для бюджета республики
В итоге плата за весь путь от Душанбе до Чанака составляет порядка 120 сомони, что больше 12 долларов - сумма не маленькая для Таджикистана. И это для легковых автомобилей. Проезд грузового транспорта обходится гораздо дороже (порядка 600 сомони).
Почему дороги становятся платными
Во многих странах мира возведение платной трассы является единственной возможностью создать приемлемое дорожное сообщение. Кроме того, строительство таких дорог - это способ получить дополнительный доход в казну государства.
Среди автомобилистов, несмотря на всю критику, наверняка найдутся сторонники платных дорог, готовые пожертвовать некоторой суммой за комфортное и быстрое передвижение. Многие выбирают движение по платным магистралям для экономии времени.
Обычно такие дороги лучше по качеству: на них нет ям, впадин, неровностей, авто меньше изнашивается, так как хорошее дорожное покрытие бережет подвеску.
Если платная магистраль идет по местности, где часто происходит сход лавин и камнепады, то завалы намного быстрее ликвидируют, чем на бесплатных трассах. В Таджикистане, где несколько месяцев в году дороги становятся зоной повышенной опасности, это особенно актуально.
Будущее платных дорог в Таджикистане: есть ли выход
Общепризнанный минус коммерческих дорог - двойная плата: транспортный налог плюс сборы за проезд. Но дополнительные расходы объяснимы преимуществами платных трасс при условии, что существует альтернативный бесплатный путь, наличие которого - это обязательное требование почти во всех странах.
У трассы Душанбе - Чанак альтернативы нет, как и у многих других транспортных артерий Таджикистана, и разгрузить их не получится.
Из-за высоких гор и бурных рек в Таджикистане не везде можно проложить дублирующие дороги, а значит, придется пользоваться существующими. И скорее всего они станут платными. Остается отметить недостатки в функционировании платных трасс и работать над их устранением.
Многие водители жалуются: у пропускных пунктов скапливаются автомобили в очередях, что очень замедляет движение. Данную проблему можно решить электронной регистрацией проезжающих. Однако надо отметить, что в Таджикистане лишь недавно начали широко использовать мобильный банк, а онлайн-сервисы не настолько распространены.
Совершенствование платежной системы существенно облегчит ситуацию для водителей. Гибкость тарифной сетки тоже очень важна, предел ее в Таджикистане пока не достигнут. И конечно необходим общественный контроль за качеством дорожного полотна. Такая опция на сайте компании IRS есть: водители и пассажиры могут фотографировать обнаруженные случаи ЧП на свои телефоны и отправлять на специальный номер.
На автодороге Душанбе-Худжанд погиб сотрудник дорожной компании IRS
В некоторых районах Таджикистана платные дороги могли бы функционировать как акционерные общества, где владельцами акций стали бы местные жители придорожных поселков. Такое решение существенно повысит ответственность граждан республики и сделает благоприятным социальный климат. Контрольный пакет акций может быть в собственности управляющей компании, остальная часть у граждан.
Иными словами, возможности совершенствования платных услуг по перемещению в Таджикистане далеко не исчерпаны.