ДУШАНБЕ, 3 дек — Sputnik, Сергей Кузнецов. В Таджикистане сегодня денежный ажиотаж. Население приходит в кассы платежных систем за деньгами, а там их ждет горькое разочарование – у большинства операторов переводы из России временно приостановлены.
Все дело в новых правилах Нацбанка Таджикистана, обязавшего платежные системы проводить операции через свой процессинговый центр, созданный специально для этих целей.
Проще говоря, НБТ захотел получить полный контроль над денежными потоками из-за рубежа. Кроме того, системы денежных переводов должны будут работать за счет предварительно размещенных средств, то есть фактически по предоплате.
Денег нет, но вы держитесь
Переход на новые рельсы должен был завершиться в кратчайшие сроки, всего за 3 месяца, хотя такие изменения стороны обсуждают обычно год и больше.
В итоге к 3 декабря, когда НБТ анонсировал запуск новой процедуры переводов, по таджикистанским правилам были готовы всего три оператора - Юнистрим, Contact и Western Union.
А вот MoneyGram и самая популярная среди мигрантов российская "Золотая корона" (где комиссия за перевод была в два раза ниже, чем в большинстве банков) к системе НБТ не подключились.
"В такой ситуации необходим диалог, а не ультимативные требования. К сожалению, в случае с Таджикистаном он не состоялся. Заявление об изменении работы приняли в одностороннем порядке, а сложные противоречия российских платежных систем в расчет никем не учитывались", - пояснила Sputnik глава "Национальной платежной ассоциации России" Мария Михайлова.
Говоря о противоречиях, Михайлова имеет в виду федеральный закон РФ 161 "О национальной платежной системе", согласно которому расчетным центром для операторов могут быть либо Центробанк, либо Внешэкономбанк, либо другая именно российская кредитная организация. Иностранцы в роли регулятора и контролера здесь выступать не могут.
Что любопытно, российский "Юнистрим" как-то смог решить этот вопрос с НБТ, а вот "Золотая корона" – нет.
Стало известно, какие платежные системы остановили переводы в Таджикистан
Но и 3 декабря внезапно выяснилось, что почти все операторы, даже те, кто подключился к системе НБТ, приостановили переводы в национальной валюте. Исключением стал "Юнистрим", да и тот первые полдня работал с перебоями даже в столице. В России работники операционных касс также сообщали о проблемах в работе и советовали сперва убедиться – а дойдут ли деньги до адресата?
К вечеру, помимо "Юнистрима", в стране заработал и Contact.
"Никаких нестандартных ситуаций нет, мы обслуживаем денежные переводы по системе Contact и "Юнистрим", никаких проблем нет. Может, очереди где и были, но мы работаем сейчас в штатном режиме", – объяснили сотрудники банка "Хумо".
Однако многие граждане, привыкшие полагаться на MoneyGram и "Золотую корону" сегодня все-таки остались без денег.
Таджикистан не будет затягивать
По мнению финансового аналитика и эксперта РИСИ Михаила Беляева, решение властей республики можно считать закономерным.
"Нацбанк пошел на это по одной простой причине. Переводы из-за рубежа составляют львиную долю бюджета, естественно, органы контроля хотят, чтобы эти потоки были под их надзором. Для них использование нынешних систем, которые не дают полномасштабного контроля - это неестественное состояние. Есть еще тонкий вопрос коммерческих выгод, но он второстепенен", - подчеркивает Беляев.
Таджикистан может отдать внешний долг природными ресурсами
Желание держать под контролем финансовый поток, от которого на 30% зависит казна, легко объяснимо. А вот понять, почему правительство форсировало это решение в столь сжатый срок и в одностороннем порядке, - намного сложнее.
Возможно, в Душанбе решили, что, если операторы платежных систем не хотят потерять свою долю на рынке, у них просто нет другого выбора, кроме как согласиться на условия НБТ.
Но вот проблема - самая популярная платежная система именно так и поступила. И пока стороны ищут компромисс и решают, как им работать дальше, - десятки тысяч семей в Таджикистане, живущие с переводов из-за рубежа, вынуждены сидеть без денег.
"Речь идет о нескольких миллионах людей. И поскольку все стороны понимают остроту момента, то затягивать не станут", - считает Беляев.
По его мнению, рядовым гражданам не стоит опасаться роста процентной ставки из-за сложившейся ситуации. Сам по себе вопрос денежных переводов из России, куда и едут на заработки большинство граждан Таджикистана, из экономического быстро становится политическим и может вызвать социальное недовольство - чего власти постараются не допустить.
Компании также не заинтересованы нести убытки, а потому НБТ и операторы платежных систем, скорее всего, в ближайшее время придут к разумному компромиссу, считает президент ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов.
"Денежные переводы – очень чувствительная тема для государств. Но подобные ситуации всегда удавалось отрегулировать. Думаю, так будет и в этот раз. До сих пор непонятно, почему Душанбе заняло очень жесткую позицию, не позволив системам поработать по-старому, но, я надеюсь, вопрос решат разумно и дадут время на переходный период", - пояснил Достов Sputnik Таджикистан.
А до тех пор таджикистанцам остается ждать или искать альтернативные способы получения денег, вроде зачисления на карту через мобильный банк, либо по старинке, в стиле 90-х: отправлять зарплату домой с надежными друзьями или родственниками.