ДУШАНБЕ, 5 сен — Sputnik. С 5 сентября граждане Узбекистана смогут без ограничений покупать и продавать иностранную валюту. В этой связи Sputnik Узбекистан вспоминает о том, как валюта стран СНГ зависела от долларов и евро.
Призрачное валютное единство
На территории СССР была единая валюта — советский рубль. Рядовые граждане не имели возможности и права менять его на какую-либо иностранную валюту. В 1991 году Союз распался, на его территории возникли новые государства.
Страны СНГ отказались от советского рубля и ввели в оборот собственные денежные знаки. Все они — частично конвертируемые. Это значит, что валюты обменивают в самой стране и некоторых государствах-соседях, но на мировом рынке они не "популярны". Государства-участники Евразийского экономического союза уже несколько лет предлагают друг другу ввести общую денежную единицу. Пока судьба новой валюты — "алтына" или "евраза", не определена.
Экономика всех государств Содружества напрямую связана с курсом доллара и евро. Периодически у правительства той или иной страны СНГ возникают инициативы по "дедолларизации" экономики, но успехом они не увенчиваются. Население все еще доверяет инвалюте больше, чем отечественным деньгам, а международные сделки рассчитываются отнюдь не в сумах или тенге.
Манат в шоке
В 2015 году Азербайджан пережил валютный шок — тогда в связи с падением цены на нефть манат обесценился вдвое.
"Жители республики стали стремительно переводить свои сбережения из национальных вкладов в валютные", — констатировал экономист Фуад Ализаде.
Чтобы приостановить девальвацию маната Центральный банк республики запретил продажу валюты в обменных пунктах. Рост инфляции в стране продолжается по сей день.
Плавающий тенге
Ослабление национальной валюты и скачок цен были зафиксированы в том же году в Казахстане. Национальный банк страны перешел на плавающий курс тенге вместо валютного коридора — установленных пределов колебания курса, чтобы повысить конкуренцию бизнеса.
Казахстанская валюта не смогла соперничать с иностранной, в результате импортные товары подорожали, а граждане страны потеряли в платежеспособности.
Валовой внутренний продукт "отозвался" на изменение валютной политики государства: в 2014 году он составлял 221,4 миллиарда долларов, а в 2016-м — 135.
Белорусский "рекорд"
Похожая ситуация произошла в 2011 году в Беларуси. Тогда население за один месяц приобрело 700 миллионов долларов. Национальный банк прекратил продавать иностранную валюту для обмена.
В Беларуси возник долларовый дефицит, появились черные рынки. Чтобы стабилизировать положение, в октябре того же года белорусское правительство снизило курс белорусского рубля к доллару и ввело продажу валюты по паспорту. Средняя белорусская зарплата в валютном эквиваленте упала с 500 до 312 долларов.
В мае 2017 года валютный рынок страны относительно стабилизировался, и обязательную идентификацию при обмене отменили.
Сум по осени считают
В Узбекистане до настоящего момента фактически действуют сразу четыре курса денежного обмена. Официальное соотношение сума и валюты актуально для немногих компаний-"льготников", бизнес которых соотносится с государственными интересами.
Весь частный бизнес Узбекистана и большая часть граждан меняет наличные по черному курсу. Он выше курса Центрального банка примерно на 50%. Такой обмен чреват проблемами с законом и сложными денежными манипуляциями. Пользователи безналичных пластиковых карт имеют возможность приобретать валюту сравнительно дешево. Этот курс выше официального на 3-5%.
Для смягчения последствий введения рыночного курса валюты принимаются меры и в отдельных отраслях. Так, сотовые операторы уже заявили, что во избежание роста тарифов на свои услуги они переходят на сумовую тарификацию и зафиксируют цены.
Пока же ситуация на рынках спокойная, скачков курса не наблюдается, а страна ждет дня икс, когда станет понятно, насколько валютные перемены глобальны и чего ждать дальше.