Представители компании Lockheed Martin в понедельник на пресс-конференции заявили о намерении превратить американский F-35 в истребитель шестого поколения. При том что параметры пятого поколения в проекте F-35 Lightning II не достигнуты, и технологического прорыва не случилось.
Интрига состоит в том, что европейцы активно лоббируют два своих (независимых от США) проекта истребителей шестого поколения, а Lockheed Martin стремится погасить инициативу союзников - противопоставляет и навязывает "проверенный вариант" F-35, который после модернизации в 2020-2030 годах окажется якобы в шестом поколении.
Стремление американцев активно продавать F-35 Lightning II европейским и прочим союзникам (в среднем по 100 миллионов долларов за штуку) вполне объяснимо. Стоимость программы создания многоцелевого истребителя-бомбардировщика составила около 1,3 триллиона долларов, инвестиции должны приносить прибыль. Корпорация Lockheed поставила более 500 самолетов F-35 в девять стран мира. Ежегодно производится более 100 "молний".
Различные модификации F-35 серийно выпускаются с 2011 года, и все же самолет в эксплуатации разочаровывает авиационных специалистов. Только за два последних месяца потерпели крушение семь американских истребителей, включая три самолета "пятого поколения", в том числе два F-35A.
Сегодня "молния" имеет пять критических недостатков, которые технологически неустранимы. К примеру, конструктивные особенности бортовой системы генерации инертного газа (OBIGGS) могут привести к взрыву топливных баков истребителя в воздухе - от разряда атмосферного электричества. Факты свидетельствуют, что F-35 Lightning II - это дозвуковой истребитель 4-го поколения, способный ускоряться на форсаже не более минуты.
Более того, "невидимку" F-35 отлично видно на современных радарах, особенно при перегреве корпуса, который начинается при 1 Махе. После 1,6 Маха у самолета может просто отвалиться хвост. Пентагон вынужденно изменил эксплуатационные характеристики - теперь F-35 считается дозвуковым самолетом, способным на короткие ускорения.
Репутация F-35 Lightning II основательно подмочена, и самое время объявить модернизацию с "телепортацией" самолета в шестое поколение. Которое обязано иметь расширенные сетевые возможности управления множеством внешних систем вооружения и беспилотными летательными аппаратами (сетецентричные боевые действия).
Разумеется, своих глобальных информационных сетей у союзников нет, а подключение к сети Пентагона повлияет на цену и эффективность F-35. Бизнес-план американцев выглядит безупречно и все же конфликтует с суровой реальностью. Эволюционное превращение "молнии" из четвертого (де факто) в шестое поколение выглядит крайне маловероятным.
Обещания от Lockheed Martin
По мнению специалистов, уже сегодня децентрализованная система командования и управления военно-воздушных сил использует вычислительную мощность самолетов F-35, данные сенсоров и средств связи для организации крупномасштабных атак по всем направлениям. Здесь хочется уточнить: где и когда состоялись эти атаки, каков результат? Но презентации презирают реальность.
Вице-президент Lockheed Грег Ульмер заявил, что в пакете обновлений Tech Refresh 3 появится новый интегрированный процессор с увеличенной вычислительной мощностью, панорамный дисплей для кабины и расширенный блок памяти. Самолеты этой серии должны сойти с конвейера в 2023 году.
Тогда же появится платформа с открытой архитектурой, которая позволит оперативно расширять возможности самолета посредством нового программного обеспечения. Уместно напомнить: объединенный программный офис F-35 (JPO) определил первые 66 обновлений аппаратного и программного обеспечения (присутствуют в отчете Конгрессу США 2019 года), восемь из которых обещали реализовать в прошлом году. На сегодня готова лишь автоматическая система предотвращения столкновения с поверхностью.
Такая скорость исполнения удручает. Впрочем, заметного технологического скачка Lockheed Martin и не обещает, в перспективе - исключительно "эволюционный процесс".
Истребителю будущего проектируют внешние топливные баки, способные расширить радиус полета более чем на 40% (дозаправка в воздухе гораздо проще). К 2030 году истребители F-35 якобы смогут нести шесть усовершенствованных ракет "воздух-воздух" средней дальности AIM-260 или Raytheon AIM-120 и наносить удары по морским целям ракетами большой дальности. Пожалуй, через десять лет этим никого не удивишь, все корабли потенциальных противников США будут иметь на борту могущественные средства ПВО и гиперзвуковое оружие.
Военно-воздушные силы США заявили о желании интегрировать F-35 с дешевыми дронами, оснащенными искусственным интеллектом (рой боевых дронов). Технология управления сетью БПЛА в пакете обновлений пока не запланирована, но достижима, по словам того же Ульмера. Еще одно потенциальное направление развития "молнии" - противоракетная оборона. Все возможные модификации, по мнению Lockheed Martin, приведут F-35 к состоянию, "которое стирает грань между истребителем пятого поколения… и шестым поколением".
Очевидно, союзники и вероятные противники тоже не будут стоять на месте, и через 10 лет близкое Пентагону издание Defense News продолжит регулярно "линчевать" недоусовершенствованные истребители F-35. Как бы то ни было, масштабная модернизация - дело фактически решенное. Конгрессу США представлен список обновлений "молнии", и лоббисты ВПК на этом не остановятся.
Перспективы десятилетия
После серии дорогостоящих неудач F-35 Lightning II "пятого поколения" Конгресс выразил намерение ограничить финансирование программы создания истребителей шестого поколения на 85% в 2021 финансовом году. В этих условиях "десятилетняя модернизация" - удачный ход корпорации.
Оптимистичный сценарий модернизации F-35 предполагает рост глобальных расходов на оборону и рост продаж - до 4000 самолетов F-35. Нейтральный предусматривает, что расходы на оборону до 2040 года останутся на прежнем уровне, что затормозит программу модернизации, но не повлияет на продажи. Негативный сценарий связан с долгосрочным снижением военных расходов и обещает торможение модернизации и снижение поставок в 2020-2030 годах.
Эти схемы достаточно условны и не учитывают множества внешних факторов, включая технологическое развитие и перевооружение соседей по планете. Как показывает опыт реализации программы F-35, большие финансовые вложения не всегда коррелируются с технологическим совершенством. Специалисты авиационной отрасли всех стран будут с интересом наблюдать, что получится у американцев с модернизацией "молний" до 6-го поколения.
Здесь важно понимать, что концепция шестого поколения предусматривает в общих чертах "сетецентрический" самолет в рамках системы, которая в США еще не сформирована (у европейских союзников ее тоже нет). Далеко от совершенства даже программное обеспечение существующих модификаций F-35 (де-факто четвертого поколения). Открытая архитектура и гиперзвуковое оружие - в проекте. Двигатель слабоват.
Невидимость - область мифологии. Боевая эффективность истребителей F-22 и F-35 в столкновении с высокотехнологичным противником не проверена. Дальнейший путь "модернизации" вслепую, в системе плавающих координат успеха не гарантирует.
Возможно, технологический успех и не является целью американских "молний", ведь 500 самолетов в девять стран проданы, несмотря на очевидные "косяки" и дороговизну.
Если умение продавать "сырые" истребители приносит прибыль, высокие технологии - не главное, а приукрашенные характеристики, бесконечная модернизация, подготовка к "сетецентричным боевым действиям" служат лишь маркетингу и рекламе невероятной продукции в стиле "Звездных войн" или "Восстания машин". Lockheed Martin пообещала к 2024 году выпускать по 180 истребителей F-35 Lightning II ежегодно.