ДУШАНБЕ, 9 фев — Sputnik. Об учебе в Пермском хореографическом колледже, трудностях в таджикском балете и о современной публике в интервью порталу Sputnik Таджикистан рассказала солистка театра оперы и балета Фарангис Косымова.
На счету 20-летней Фарангис Косымовой главные роли в таких постановках как "Дон Кихот", "Кармен", "Лейли и маджнун", "Макоми ишк" и другие. Но "Жизель" одна из самых любимых ролей балерины.
В этом спектакле ей знакома каждая деталь, каждая нота — но она, погрузившись в образ задолго до начала, словно боится спугнуть нужное настроение.
Но вот, хрупкая, невесомая Фарангис заполнила весь зал своей энергетикой.
Хотя "Жизель" уже перетанцована артистами много раз, при каждом выступлении паре удается покорить публику силой и глубиной передаваемых эмоций.
Тридцатиминутные овации зала — триумфальный поклон, публика не отпускает, кричит "браво", требует возвращения… Балетный сезон продолжается…
Впереди у душанбинской публики еще много интересных представлений, а я прохожу за кулисы, чтобы побеседовать с нашей главной героиней Фарангис Косымовой.
Фарангис, уроженка Душанбе вернулась в свой родной город четыре года назад. С 9 лет она училась в Пермском хореографическом колледже по президентской квоте.
Сейчас она работает по контракту в Театре оперы и балета имени Садриддина Айни.
"Я боялась сцены безумно"
- Фарангис, когда ты в первый раз вышла на сцену?
— Так получилось, что когда я училась в Перми, на меня не столько обращали внимания, я была не столь заметна, там я не танцевала и для меня сцена ассоциировалась с чем-то таким страшным. Я боялась сцены безумно.
Когда приехала в Душанбе, думала, что буду стоять где-то на последней линии в кордебалете, а пришлось танцевать главные партии.
Здесь ожидали, что мы приедем уже ведущими солистами, а мы приехали просто артистами балета, еще не особо подготовленными ко всему репертуару. И вот здесь мы набрались практики, здесь танцуем все спектакли, потому, что замены у нас нет.
Нас было шестеро, выпускников балетной школы, четверо мальчиков и двое девочек. Парвина, моя однокурсница повредила колено во время репетиции и больше не танцует. Теперь мне приходится танцевать все одной.
- А как же выпускницы нашего государственного колледжа?
— У нас очень мало девушек танцующих балет. Да и уровень подготовки другой по сравнению с российскими школами балета, понимаете?
Например, в России девочки уже осознанно идут на балет и относятся к профессии очень серьёзно. А у нас здесь в колледж ходят, потому что это бесплатно или в основном зачисляют детей из детских домов. У них нет родителей, и их отдают в простую бесплатную школу, где еще при этом же дают стипендию.
Они понимают, что после окончания колледжа они не будут танцевать. Потому что наш менталитет этого не позволяет. Будешь танцевать не выйдешь замуж. Это некрасиво, это неприлично, что скажут люди? Как на это посмотрят мои родственники и тому подобное…
- А как у тебя в семье относятся к балету?
— Меня мама отдала на танцы в шесть лет. Она говорит, что у нас были тяжелые времена, и чтобы чем-то занять наше время после школы она записала нас в ансамбль. Так как я не проявила себя в национальных танцах, меня решили через три года отдать на балет.
В Душанбе тогда как раз проходил кастинг. Приехали педагоги из Перми. Кастинг был огромный, детей было очень много, но почему-то выбрали меня и четверых мальчишек, причем не городских, а из Вахдата, Файзабада и т.д. Отбор был строгий. Им не нужны были дети, с которыми уже работали. Они отбирали детей, которые вообще не знали, что такое балет…
"Первое время вообще зрителей не было, это был ужас…"
- Ты сказала, что здесь вас ждали ведущими специалистами, а вы приехали просто артистами балета. Почему же так случилось?
— Нам не хватало практики на сцене. Например, когда школа выезжала на гастроли, нашу группу не брали, потому что мы были граждане Таджикистана. Учителя говорили, что с документами будут проблемы, нужно долго их готовить, или просто не обращали внимания. Им важно было продвигать своих, потому что они понимали, что мы уедем в свою страну, будем отрабатывать по контракту, а их артистов будут приглашать в разные страны.
Гастроли начались уже здесь. Мы выезжали в Германию. В прошлом году участвовали на международном фестивале "Восходящая звезда" в Бишкеке. Туда нас пригласил наш первый балетмейстер Эмиль Акматов.
Мы поехали, в первую очередь, потому что здесь у нас нет конкуренции, мы не знаем с кем себя сравнивать, к чему стремится. Мы понимаем, что мы еще не достигли того профессионального уровня и высоты, который есть у зарубежных артистов.
На фестивале в Бишкеке были артисты балета из самых лучших театров мира. Посмотрев на них, у нас появилось желание двигаться вперед. Мы вдохновились, хотелось работать еще и еще. Почему-то здесь желание утихает со временем. Люди не понимают, дико относятся к балету.
- И все же в последнее время у нас чаще стали ходить в театры…
— Первое время вообще зрителей не было, это был ужас, выходишь на сцену, а в зале 30 человек сидит. Сейчас как-то приучился народ к культуре, ходят, слава Богу. Молодежь подтягивается, приходит вся интеллигенция нашего города. Им нравится. Они постоянно выделяют нас. Мы видим комментарии в соцсетях.
Восстановили таджикский балет Эмиль и Айзада Акматовы. Когда они пришли, в труппе было всего четыре человека, и два педагога. Многие педагоги уже уехали, остались только Валентина Васильевна Анучина и Александр Бахман.
Акматова приехали из Бишкека по контракту на четыре года. Они уехали, после них приехала Мария Левицкая, выпускница ГИТИС. Сейчас она выполняет обязанности главного балетмейстера.
В принципе пока работаем, но труппа маленькая и все больше и больше сокращается почему-то, все уходят, все уезжают, здесь им не нравится.
Дай Бог, если труппа продержится хотя бы года два. Многие хотят уехать в Россию, даже несмотря на то, что они не соответствуют уровню, который требуется в РФ.
- А какие у тебя планы на будущее, они связаны с профессией?
— Я не собираюсь бросать балет. Работать я буду, и неважно, здесь или нет…