ДУШАНБЕ, 7 янв - Марина Чернышова-Мельник. Профессиональный путешественник Вячеслав Киплюкс когда-то одним из первых преодолел одиночный маршрут по всем странам Центральной Азии на велосипеде.
С тех пор он – исследователь азиатских стран, организует экспедиции в горы и пустыни. Он много раз бывал и на Памире, и Тибете, Тянь-Шане, Гималаях. Он многое знает про буддизм в Центральной Азии и считает паломнические маршруты одним из секретов успеха в туризме.
Вячеслав рассказал Sputnik Таджикистан, как он странствовал по труднодоступным районам региона и одновременно познавал культуру местных народов.
"Салют", Центральная Азия-1992
Все началось еще четверть века назад, когда молодой уроженец Риги вместо классической работы в офисе предпочел жизнь в путешествиях по миру. После нескольких насыщенных поездок Киплюкс отправился в полярную экспедицию по Северному Ледовитому океану и там познакомился с Павлом Конюховым – известным русским путешественником.
"Он рассказал мне про уникальный маршрут через Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, а также через горы Тянь-Шаня и Памира. Единственным, кто к тому моменту опробовал данный путь на велосипеде, был Глеб Травин. Еще в конце 1920-х годов он совершил большое путешествие вдоль границ Советского Союза. Начал он с Дальнего Востока, затем пересек Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-Западную части России. По суше Травин ехал на велосипеде, по морю – на кораблях. Я не стремился повторить весь этот маршрут, вдохновила идея отправиться именно в страны Центральной Азии", – вспоминает путешественник.
Итак, летом 1992-го он приобрел велосипед советской модели "Салют" и отправился в одиночную поездку. Длилась она два месяца.
Меня потрясли горы Таджикистана: американец мечтает вернуться
Стартовал Вячеслав в Казахстане, затем приехал в Кыргызстан – на озеро Иссык-Куль. Оттуда попал в Узбекистан, много времени проведя в Ферганской долине. На таджико-афганской границе в районе Мургаба ему не дали проехать через Памир.
"Тогда как раз началась гражданская война, в городе были беспорядки. Но я все равно хотел попасть в Душанбе. Пришлось вернуться обратно в Ош по территории Кыргызстана, и потом из Узбекистана выезжать через Алайскую долину. Я катался по долине, оттуда въехал в Гарм и затем в Обигарм. Помню, меня впечатлило Нарынское водохранилище, а дальше я двинулся в сторону Душанбе", – рассказывает Киплюкс.
Хуш омадед, или добро пожаловать в Таджикистан
Получилось, что основную часть путешествия по Таджикистану Вячеслав провел в горах. Он ехал на велосипеде с рюкзаком за плечами, любовался масштабами и дышал чистейшим воздухом. Много времени шел пешком, везя "Салют" руками. В день он преодолевал примерно по 50 километров. Но самые яркие впечатления оставило общение с местными жителями.
"Таджики очень гостеприимны, открыты и приветливы. Помню, как совершенно чужие люди приглашали меня на ночлег в свои скромные дома, кормили, кто-то даже учил готовить плов. В какую бы я ни пришел деревню или аул, всегда быстро находили старосту, и он селил меня в местном домике или мечети. Собственно, это было во время всего моего путешествия, так можно сказать о каждом народе Центральной Азии. Помню, был курьезный случай: как-то ночью я замерз в горах, в районе Памиро-Алая. В разгар лета там на вершине лежал снег. Я просился переночевать в одной из местных деревушек, но хозяйка боялась пустить меня в дом, так как ее муж был в отъезде, и соседи могли неправильно понять, если бы она тогда пустила на ночлег странника. Помню, я так замерз, что даже надел на руки запасную пару носков, чтобы согреться", – вспоминает путешественник.
Пару раз Киплюкс был в опасности. Он уснул прямо за рулем велосипеда: когда долго и безмятежно едешь по горным тропинкам на свежем воздухе, это расслабляет, даже убаюкивает. В таком состоянии Вячеслав едва не скатился в бурлящую реку с большой высоты. К счастью, вовремя проснулся и успел отъехать от края дороги. Потом на него обратили внимание бандиты в одном из кафе в Варзобском ущелье.
"Кто-то явно сообщил местным криминальным авторитетам, что в ауле загадочный гость. Они приехали на "Волге", стали меня расспрашивать и угрожать, даже пробовали ввязать в наркобизнес. Меня спасло письмо, которым я заручился еще до поездки. В газете "Казахстанская правда" получил некое подобие командировочного удостоверения: что я внештатный автор газеты, еду в путешествие по Центральной Азии с целью написать путевые заметки для читателей. Все официально, за подписью главного редактора. Путешественники так часто делают, чтобы в чужом краю защититься от лишних проблем. Когда бандиты увидели то письмо и поняли, что я мирный путник, сразу уехали", – говорит исследователь.
Гробницы мусульманских мучеников, или Самые необычные святыни России
До столицы Таджикистана он все-таки доехал и планировал погулять по городу хотя бы несколько дней. Но в то время в Душанбе уже начался кризис, на улицах стреляли.
"Я не сразу это понял. Хотел пойти на местный рынок за дынями и арбузами. А соседи, узнав об этом, сразу сказали, что на рынке меня убьют, и вообще надо срочно уезжать из Таджикистана. Я пришел на вокзал, там уже были распроданы все билеты. Жители, оказывается, массово покидали город. Добрые люди провели меня в электричку, и я с пересадками добрался до Москвы. Так закончилась моя вело-экспедиция по Таджикистану: много дней странствий в горах и ярких знакомств… а затем, можно сказать, бегство из Душанбе", – вспоминает Киплюкс начало гражданской войны.
Спящий Будда пробудит интерес к туризму в Таджикистане
На вопрос о том, чем уникален Центрально-Азиатский регион, путешественник отвечает: "Здесь более тысячи лет процветал буддизм, и до сих пор есть много святых мест. Огромное поле для исследователей, "места силы" для приверженцев этой религии. Буддийские памятники вполне можно использовать как туристические объекты, даже разработать маршруты по теме".
Действительно, как сообщают древние источники, в первые века нашей эры – с расцветом Кушанской империи – на территории современных стран Центральной Азии был широко распространен буддизм. Особенно это относится к землям, располагавшимся вдоль Великого шелкового пути, по которому шла торговля между Индией и Китаем. В домусульманской Центральной Азии были популярны буддийские течения и школы: махасангхиков, вайбхашиков, сарвастивадинов.
Топ-10 самых главных достопримечательностей Таджикистана
Самые известные в Таджикистане буддийские памятники: храмовый комплекс Аджина-Тепе в окрестностях города Курган-Тюбе, скульптура "Будда в нирване" (высотой 13 метров), часовня на городище Кофир-кала (Колхозабад) в долине реки Вахш. В 2010 году ученые обнаружили у кишлака Бустондве пещерные храмы, которые говорят о существовании буддийских святилищ в окрестностях Гиссарского городища в кушанское время.
За сотни лет существования на территории современной Центральной Азии буддизм утвердился как в крупных городах и торговых центрах, так и в сельских поселениях. Затем кочевые племена арабов утвердили на этой территории ислам, и большинство буддийских святилищ и памятников были уничтожены.
"Да, сегодня ислам – ведущая религия в этом регионе. Но вековое господство буддизма – уже история, которая тоже представляет интерес. Я много читал литературы на эту тему, сам практикую туры по буддийским местам в разных азиатских странах. Уверен, реставрация древних памятников дала бы возможность привлечь в Таджикистан много туристов", – говорит странник.
Советы путешественникам по Таджикистану и Азии
Вячеслав, исколесивший почти всю Азию, делится практическими советами с людьми, которые планируют отправиться в путешествие по Таджикистану или другой стране региона.
Путешественник: Таджикистан – самая гостеприимная страна бывшего СССР
Во-первых, важно заранее подробно изучать информацию о стране, в которую едешь. Не только историю и достопримечательности, но также законы и традиции.
"В коллективных экспедициях меня всегда спрашивают: "Ты приехал сюда впервые, и я впервые. Откуда ты все знаешь?" - знаю, потому что изначально проявляю интерес к месту, в которое собираюсь ехать. Важно начать изучать, и информация сама к тебе придет, нужные люди появятся", – уверен путешествователь.
Он рекомендует обзавестись контактами с местными жителями – на случай, если потеряешься или попадешь в курьезную ситуацию, чтобы всегда был кто-то, кто поможет и даст совет. Сегодня вообще много средств связи: навигатор может автоматически определить место нахождения человека, а ракета – подать сигнал о помощи. Всем этим надо пользоваться. Если идешь в горы, коих в Центральной Азии великое множество, стоит предупредить местный филиал Министерства чрезвычайных ситуаций. Главное, считает Киплюкс – не бояться.
"Даже медицинская страховка не защитит путешественника от всего. И вообще, беда может случиться где угодно. Я всегда стараюсь относиться к путешествию, как к приятной задаче, которую хочу решить. Бывал во многих опасных местностях (те же горы на Памире), и часто меня спасала интуиция. Когда отправляюсь в путь с позитивным настроем, меня Бог бережет", – говорит он.
На мотоцикле по Таджикистану: видео известной путешественницы
Вячеслав планирует поехать в Таджикистан в 2019 году – осенью или в начале зимы. Теперь уже с новыми знаниями и жизненным опытом. На этот раз путешественник будет не только общаться и любоваться природой, а и исследовать буддийские достопримечательности.
"Много лет назад, во время велоэкспедиции я про них не знал. А сейчас, погрузившись в тему, интересно посмотреть, что же сохранилось в Центральной Азии из векового наследия, связанного с этой религией. Очень люблю сакральные места. Точно знаю: они дают энергию", – заключает Киплюкс.