ДУШАНБЕ, 4 дек - Sputnik, Дмитрий Матвеев. На фоне пандемии коронавируса и режима самоизоляции работа курьера стала востребованной и даже в какой-то мере престижной - в самые сложные месяцы доставщики наперекор болезни мчались по опустевшим городам, развозя людям продукты.
Да и сам сервис доставки онлайн-заказов изрядно "прокачался" - появились новые компании, обновилась система бонусов для клиентов, вырос не только спрос на курьеров, но и зарплаты.
Sputnik Таджикистан выяснил, как поменялся рынок курьеров за последние полгода.
Работа курьером стала популярнее
Во всех субъектах России наблюдался примерно схожий сценарий: примерно в марте-апреле-мае количество вакансий курьера резко сократилось.
Причина очевидна - из-за растущего числа заражений коронавирусом власти объявили период самоизоляции, бизнесу в итоге пришлось перестраивать работу и сокращать персонал, а население в большинстве предпочло оставаться дома из-за страха заразиться ковидом.
К июлю ситуация стала противоположной. Многие устали сидеть дома, страх сменился усталостью, захотелось размяться, особенно в хорошую летнюю погоду. В курьеры подались отправленные на каникулы студенты и потерявшие работу граждане. Да и сами предприниматели успели перестроиться под обстоятельства и начали набирать курьеров. Сыграла роль отмена введенных весной ограничений.
По данным интернет-рекрутмента hh.ru, в июне работодатели открыли по Москве 648 заявок, в июле - 734. Резкий рост зафиксирован в сентябре и октябре, когда вакансий стало больше тысячи - 1093 и 1694 соответственно.
"По Санкт-Петербургу в сентябре количество вакансий для курьеров по сравнению с 2019-м выросло на 48%, в октябре - на 25%. Наибольшее число предложений разместили из гостинично-ресторанного бизнеса, на втором месте расположились предложения от представителей розничной торговли, на третьем - работодатели из транспортно-логистической сферы. Заметный рост отметили в компаниях из гостинично-ресторанного бизнеса и туризма", - прокомментировала руководитель отдела маркетинга hh.ru по Северо-Западу Екатерина Скляренко.
Статистику подтверждает "Авито Работа". Осенью спрос на курьеров вырос втрое в сравнении с прошлогодними показателям. Работодатели спешат получить прибыть до наступления второй волны локдаунов. Да и Новый год скоро, самая горячая пора покупок.
В ноябре число вакансий резко пошло вверх. Запрос на курьеров, в том числе курьеров-водителей, уже превосходит показатели октября на 53%. К аналогичному периоду 2019-го рост еще более заметный - 150%. В ноябре наибольшее количество вакансий было от компаний из сектора "Розничная торговля" и "Гостиницы, рестораны, общепит, кейтеринг" (по 24%). Если сравнить с 2019-м, объем предложений от таких работодателей вырос в четыре и пять раз соответственно.
На втором месте по спросу на курьеров в ноябре 2020-го - IT-сектор и компании в сфере перевозок и логистики (по 13%). Еще 12% вакансий приходится на работодателей, производящих промышленное оборудование, технику, станки и комплектующие.
Больше всего в таких сотрудниках нуждались компании, занимающиеся услугами бизнеса (1 395 вакансий в марте), розничной торговли (1 013 в октябре), информационными технологиями (724 в сентябре), общепитом (641 в октябре) и перевозками (623 в октябре).
Зарплата курьера в Москве и Петербурге выросла
В последние месяцы зарплатные ожидания неквалифицированных рабочих в курьерской службе изменились незначительно, а вот предложения приятно выросли: например, в Москве рост составил в среднем 20% с 35 000 до 50 000 рублей, в Северной столице немногим меньше - 15-18%.
Для курьеров служб доставки еды среднее предложение по зарплате значилось немного выше других. По России доходы таких работников варьируются на отметке 40 000 - 45 000 рублей. В 23% вакансий работодатели указали зарплатную вилку с уровнем дохода выше 85 тысяч рублей. Правда, к октябрю ажиотаж слегка убавился.
В ноябре 26% соискателей ожидают заработную плату от 30 до 45 тысяч рублей, 23% указывают в резюме от 15 до 30 тысяч, 18% - от 45 до 65 тысяч рублей.
Не секрет, что в сферу услуг, например, такси, службу доставки, общественное питание, гостиничный и ресторанный бизнес охотно идут работать иностранные граждане.
Однако больше всего вакансии на позицию курьера в этом году размещали граждане России (94 243). На втором месте - мигранты из Кыргызстана (1 856), затем Узбекистана (875) и Таджикистана (715).
До 83% соискателей ищут работу на полную занятость. Подавляющее большинство резюме (76%) принадлежит мужчинам, наибольшая часть аудитории (44%) - в возрасте от 18 до 30 лет.
Крупные сервисы доставки расширяются и ждут новых сотрудников
В крупных сервисах доставки, работающих по Москве и Санкт-Петербургу, труд курьера сейчас действительно ценится. Более того, отдельные работодатели даже готовы доплачивать сотрудникам за приглашение новичков.
Как прокомментировали Sputnik Таджикистан в пресс-службе Delivery Club, конец осени и начало зимы - это высокий сезон на рынке доставки, в преддверии которого потребность в курьерах ежегодно вырастает, не только в пандемию.
"Одновременно с этим мы видим и рост заявок от желающих заняться доставкой еды. Доставка - самый доступный на сегодняшний день способ найти подработку. Мы аккумулируем наибольшее количество заявок от соискателей, поэтому в целом оцениваем ситуацию на рынке труда как стандартную. Плюс, стоит добавить, что Delivery Club доставляет собственными курьерами только часть заказов, остальные заказы доставляются курьерами самих ресторанов, работающих с сервисом в формате маркетплейса", - уточнили в компании.
По данным "Яндекс.Еды", с развитием рынка доставки востребованность профессии курьера будет расти и далее, как и зарплаты. Сегодня работа курьера оказалась одним из самых быстрых способов начать зарабатывать, не отрываясь от учебы или основного места работы.
"За последние полгода размер вознаграждения курьеров - партнеров "Яндекс.Еды" вырос. В Москве и Санкт-Петербурге он может достигать до 25 тысяч рублей в неделю. Самозанятые теперь получают ежедневные выплаты, а также в сервисах действуют бонусы - 10 тысяч рублей для всех новых курьеров-партнеров и 10 тысяч рублей, если они порекомендуют друга", - пояснили в пресс-службе.
Рестораны vs сервисы доставки
Однако далеко не все кафе и рестораторы готовы сотрудничать с крупными сервисами доставки еды, и на это есть ряд веских причин. В пользу отказа выступает слишком большой процент, который необходимо платить за получение электронной площадки для заказа. Зачастую рестораторам приходится выкладывать почти треть от выручки - 30%.
"У нас рентабельность 20%. Если мы 30% будем платить агрегатору, понятное дело, что будем работать в минус. Поэтому у нас собственные курьеры. На самом деле, это те же самые официанты, у которых стало меньше работы, поскольку лето закончилось. Таким образом, у нас в постоянном режиме есть один-два человека. Как только поступает заказ, они берут его, садятся в машину и уезжают", - пояснил Sputnik Таджикистан петербургский ресторатор Михаил Фейгельман, у которого до пандемии в ресторанах трудилось примерно 20% мигрантов из стран ближнего зарубежья.
Рестораны достаточно большие, поэтому работают не на высоких наценках, а на больших оборотах. Сотрудничество с агрегатором в этом смысле приведет как раз к большой наценке, что невыгодно владельцам.
"У нас своя служба доставки со своими курьерами", - ответил Sputnik Таджикистан владелец сети ресторанов в Санкт-Петербурге и Москве Алексей Фурсов.
Работа курьером: плюсы и минусы
Из граждан Таджикистана в курьеры подались, прежде всего, "застрявшие" в России студенты. Когда в марте закрылись границы, многие решили остаться - на спецрейсы очередь, дома трудное финансовое положение, еще неизвестно, получится ли вернуться к сентябрю.
Алишер учится в Политехническом университете Санкт-Петербурга. Найти подработку ему помог знакомый соотечественник. Доставлял в основном электронную технику и телефоны. В последнее время среди заказов попадалось много пульсоксиметров (прибор для измерения уровня насыщения кислородом крови) и инфракрасных термометров.
"Работал по будням с 10 утра. Окончание смены зависело от того, когда я доставлю последнюю посылку. В день было от трех-четырех до восьми-девяти. Соответственно, работал я от 1,5-2 часов до 9 часов, но больше 7 часов бывало редко", - пояснил он.
Зарплата зависела от количества доставленных заказов, а не от отработанных часов.
"Оплата за доставку одного заказа не увеличилась. А вот моя зарплата в целом выросла из-за того, что я стал работать относительно стабильно", - уточнил молодой человек.
"Все бросил": курьер из Таджикистана спас жизнь подростку
Студент Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе устроился на работу курьером в конце октября 2019-го, как только исполнилось 18 лет.
"Я зарегистрировался в приложении Dostavista и начал работу. Возил только документы. Сейчас из-за коронавируса у меня не работает социальная карта москвича. Приходится оплачивать проезд в метро и автобусе. Это невыгодно, поэтому пока я завязал", - рассказал Азиз.
По его мнению, в работе курьером много плюсов - общение с клиентами, изучение города и, конечно, заработок. Правда, сейчас так быстро подработку не найти, поскольку курьеров полно, а заказов не так уж много.
"У нас в общежитии много курьеров. Они иногда выезжают после пар. В основном те, у кого есть машина, пеших курьеров среди моих знакомых мало. Надеюсь, после зимней сессии и экзаменов, когда карты заработают и вирус отступит, я вернусь", - добавил он.
Выпускник Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения работал курьером год назад. Он доставлял смартфоны, технику и приборы для умного дома.
"Чем больше заказов, тем выше зарплата. Более того, если посылку доставляешь за кольцевую автодорогу (КАД), там уже другие расценки - 25 рублей за каждый километр. С весны у курьеров действительно выросло число заказов и зарплата. Больше всего поступает "ковидных" заказов - респираторы KN95, пульсоксиметры, смартфоны и термометры", - рассказал Нушозар.
Парвиз работает курьером первый год. До коронавируса он трудился официантом в сети московских кафе. К сожалению, молодой человек попал под сокращение. Долго искать выход не пришлось - остался в той же сфере, только сменил поднос на сумку.
"Развозить еду сложнее, чем ту же технику. Если плеер привезешь на полчаса позже, никто и не заметит, а с пищей задерживаться нельзя, она должна быть горячей и ко времени. Опоздал - можешь получить минус или плохой отзыв. Зато, конечно, заказов последние месяцы всегда в избытке", - пояснил он.
По его словам, в работе курьером для иностранца есть серьезный минус.
"Нас сразу видно. Если спешит человек с большой сумкой, то, скорее всего, он курьер. Особенно, когда в яркой фирменной куртке, считай, что мишень для МВД. Многие ребята так попадались. Студентам ничего, у них с документами все в порядке, а вот если регистрация просрочена или патент, можно выехать с заказом и в прямом смысле не вернуться. Хорошо, что сейчас уже почти год идет автоматическое продление документов, пока границы закрыты", - сказал он.
И тем не менее, отношение к курьерам стало лучше. Отчасти помогла пандемия, отчасти - развитие сферы услуг в целом.