Мудрец, шут, мигрант: история конкурса шуток Ходжи Насреддина

© Фото : Анна ТерешкинаРисунок-комикс о мигрантах
Рисунок-комикс о мигрантах - Sputnik Таджикистан
Подписаться
История о том, как мигрантка полицейского метлой гоняла, а Ходжа Насреддин шутил про УФМС.

ДУШАНБЕ, 1 мая – Sputnik, Тимур Селиванов. Ходжа Насреддин ездил в Россию на заработки, уверены участники петербургского конкурса шуток Ходжи Насреддина. Он прошел в северной столице еще в 2014 году, но отголоски смеха звучат до сих пор — на выставках и в газетах. О том, как мигранты шутили, танцевали и снимали клипы, рассказала организатор конкурса, художница Ольга Житлина.

Маска шутника

В 2011 году Ольга Житлина вместе с двумя коллегами — Кириллом Адибековым и Алехандро Рамиресом побывала в Таджикистане. Путешественники проехали по Согдийской области, откуда в Россию приезжает много трудовых мигрантов.

© Личный архивХудожница Ольга Житлина
Художница Ольга Житлина - Sputnik Таджикистан
Художница Ольга Житлина

Художники искали людей с опытом трудовой миграции, чтобы задать им один и тот же вопрос: "Что, если бы Ходжа Насреддин поехал на заработки в Россию?". Таджикистанцы отвечали смешными и грустными, часто автобиографическими историями.

"Фигура Ходжи Насреддина  работала как маска. Когда я  напрямую спрашивала бывших мигрантов  об их опыте жизни в России, то они отвечали стереотипно: "Спасибо, все хорошо, мне все нравится!", "Соотечественники, работайте на родине!". А вот "маскировка" знакомым персонажем позволила им говорить свободней", — комментирует Житлина.

© Анна ТерешкинаРисунок-комикс о мигрантах
Рисунок-комикс о мигрантах - Sputnik Таджикистан
Рисунок-комикс о мигрантах

В 2014 году она получила грант от Кельнской академии искусств мира. Художница и ее коллеги раз в неделю приглашали гастарбайтеров на встречу-конкурс на лучшую историю про Насреддина-мигранта. Но возникли новые трудности:

"В Таджикистане люди  были с нами крайне приветливы — от таксистов до прохожих. Нас сразу опознавали как гостей-иностранцев и стремились пригласить к себе домой, были готовы общаться сколько угодно. Участников для конкурса в России искать было сложнее. Сюда мигранты приезжают, чтобы работать, иногда без выходных и с минимумом свободного времени".

Организаторов конкурса выручила волонтерская организация "Дети Петербурга", которая помогает детям мигрантов с учебой. Житлина общалась с родителями этих детей, потом родители стали звать своих знакомых, и мигранты стали встречаться в чайханах и парках.  В конкурсе поучаствовали десятки человек, на каждой встрече победители получали небольшой денежный приз.

Танцы на рынке и клипы на стройке

Почему мигранты участвовали в конкурсе? Отвечает Житлина:

"Кто-то просто хотел  пообщаться, иногда даже пытался  завести романтические отношения. Кому-то нравился сам жанр шуток. Кто-то чувствовал, что должен  оправдать трудовых мигрантов  перед российским обществом. Многие  мигранты были обижены на СМИ  из-за того, как они представляют работников из бывших советских республик. Негативный образ мигранта — это общая травма, мы много говорили о ней. Для участников конкурса было важно понять, что существуют и другие способы самопредставления".

Кульминацией конкурса стала акция на Апраксином рынке, где работают многие мигранты. Житлина с художником Йогом Иригойненом установили на крыше машины транспарант с приглашением на конкурс и колонки, из которых играла кавказская и азиатская музыка. Машину сопровождали два клоуна: плачущий полицейский и мигрантка, которая била его метлой. Работники рынка и покупатели танцевали и веселились.

Проект позволил художнице глубоко погрузиться в мигрантскую среду, понять разнообразие этого явления. Житлина признается: информации, которую она получила на встречах-конкурсах так много, что до сих пор не удалось всю ее обобщить. Жизнь шутников-гастарбайтеров сложилась по-разному: кто-то уже уехал на родину, а кто-то обосновался в России.

По материалам бесед с мигрантами Житлина с командой журналистов, художников и исследователей выпустили четыре газеты "Насреддин в России" — "нерегулярное сатирическое издание" на русском и английском языках. В газете печатались лучшие шутки конкурса, аналитические тексты о жизни трудовых мигрантов в России и рисунки-комиксы, на которых Насреддин остроумно комментировал жизнь приезжих работников.

"Насреддин" выпускался небольшим тиражом с припиской внизу: "…возможно, у авторов никогда не будет денег на переиздание. Не выбрасывайте ее! Прочли — отдайте другому!". До соавторов газеты — мигрантов, газета все же дошла.

Первый выпуск рассказывал о проблемах поисков жилья, второй — об образе мигрантов в СМИ, третий — о труде и искусстве мигрантов, а четвертый — об их любви и отношениях в условиях работы за рубежом.

© Анна ТерешкинаРисунок-комикс о мигрантах
Рисунок-комикс о мигрантах - Sputnik Таджикистан
Рисунок-комикс о мигрантах

Авторам газеты удалось открыть малоизученный пласт мигрантского "фольклора":

"Многие мигранты подолгу  живут в России, но за все  это время не могут ни разу, скажем, уйти со стройки в театр. Рабочие на стройках или кухнях  стараются развлечь себя сами. В результате по всему миру  возник и развился новый жанр: ремейки популярных клипов, в  которых инструменты работы превращаются  в музыкальные инструменты. Например, трудовые мигранты "играют" на  метлах под музыку. Мы попытались  проанализировать эти клипы в  газете".

Газеты возвращаются на родину

Ольга Житлина не случайно занялась проектом о мигрантах, у ее семьи — большая история переездов:

"Моя прабабушка пыталась  приехать учиться в Петербург (тогда Петроград) в 1916 году, но она была еврейкой и могла жить только в черте оседлости. Переехать она смогла только годом позже, после Революции. В 90-е многие мои родственники разъехались по разным странам, кто в Америку, кто в Израиль, а кто-то, наоборот, возвращался в России. Идея переезда в поисках лучшей жизни мне близка и понятна".

Главная проблема на пути Ходжи Насреддина — это недостаток финансирования. Художница отмечает:

"И мигрантам, и художникам  нужно находить время, чтобы заработать  на жизнь. Пока непонятно, когда  мы сможем издать новую газету, устроить встречу или еще какое-нибудь  мероприятие.

Кстати, сейчас наши газеты ездят по странам СНГ в рамках выставки "Граница", которую организовал Гете-институт. Это закономерное продолжение нашего проекта: газеты едут в страны исхода мигрантов, сами участвуют в миграционном путешествии".

Лента новостей
0