ДУШАНБЕ, 19 июл — Sputnik. Жарким июльским утром 1980-го в Москву приземлился рейс из Душанбе. С трапа сошла молодая улыбчивая девушка, которой предстояла важная миссия — быть судьей на важнейшем спортивном мероприятии всего мира, Олимпийских играх.
Несмотря на молодость, к 25 годам Зебинисо Рустамова успела достичь больших высот в своей спортивной дисциплине — стрельбе из лука. Среди ее достижений уже были несколько побед на мировых чемпионатах и бронза Олимпиады в Монреале в 1975 году.
Но в столицу она приехала не побороться за медаль, а как профессионал оценивать мастерство тех, кто будет это делать.
"Я готовилась в составе команды, но, как назло, у меня в это время сломался лук, да еще я тогда была в положении, что тоже сказывалось на тренировках. Новую экипировку мы получили из Америки только на последнем этапе подготовок, и тренеры, может быть, не были уверены, смогу ли я показать хороший результат с новым луком. Поэтому я попала в судейскую бригаду", — вспоминает ныне 65-летняя Зебинисо.
Подготовка к Олимпиаде-80 сопровождалась не только напряженными изнурительными тренировками — на кону стоял престиж советского спорта, — но и радостным напряжением в ожидании грандиозного торжества, сердцем которого должна была стать Москва.
И по воспоминаниям спортсменки, практически каждый житель огромного Советского Союза чувствовал себя его участником.
"Я отчетливо помню чувство гордости, когда мы смотрели эстафету олимпийского огня, когда факел прибыл в нашу страну, ведь тогда СССР был общей родиной. И это, конечно, было вдохновляюще: пламя из Греции теперь и у нас", — с теплотой рассказывает Зебинисо.
Москва красивая, Москва изобильная
Столица самого большого государства планеты встречала гостей удивительной чистотой и пустотой своих улиц.
За год до Игр ЦК КПСС принял засекреченное постановление "О введении временных ограничений на въезд в Москву в период Олимпиады-80", согласно которому многие жители столицы получили направления — кто в строительные отряды, кто в дома отдыха и на курорты, а большинство детей — в летние и спортивные лагеря.
Кто поедет в Ялту и Анапу, или Как мы отдыхали летом в СССР
Кроме того, МВД провело тщательную работу с людьми без определенного места жительства, мелкими преступниками, спекулянтами, бывшими уголовниками и прочими социально неблагополучными элементами. Их вообще временно выслали из столицы.
Так что иностранцы немало удивлялись, дескать, почему в самом центре огромного мегаполиса в разгар Олимпиады столь малолюдно, зато так много пустых машин? И смогут ли гости летних Игр провести досуг вне спортивных трибун, раз в городе так тихо?
Однако развлечений в столице хватало: допоздна работали театры, кафе, кино, парки и рестораны.
"Нам бесплатно раздавали много контрамарок и билетов, чтобы мы могли сходить в театр или на концерт. Также проводились экскурсии для спортивных делегаций, хотя мы чаще стремились на трибуны, узнать кто стал новым чемпионом", — вспоминает Зебинисо.
По ее словам, уровень организации мероприятий был таков, что даже при скоплении огромного количества народа, толпы и давки не образовывалось.
А еще те дни запомнились советским гражданам невиданным гастрономическим изобилием. В многочисленных воспоминаниях советских спортсменов и зрителей почти всегда фигурирует западная продуктовая экзотика, запретный и от того вдвойне сладкий плод для советского гражданина.
Это и "Кола" с "Фантой" в пластиковых стаканчиках, и пиво в жестяных банках, и финские джемы, и сыры "Виола", закупленные специально для Олимпиады, и достижения отечественного пищепрома — фруктовая жвачка от фабрики "РотФронт".
Делегации тоже кормили так, что о спортивном режиме и поддержании формы можно было забыть.
"Кормили нас невообразимо. Стыдно сказать, даже поправилась. Кухня работала 24 часа в сутки, и там были представлены блюда со всего мира. Но я по привычке ела любимое блюдо юности — картошку с грибами и луком. Особо много было фруктов: отлично помню столы, полные дынь, арбузов, персиков", — делится впечатлениями Зебинисо Рустамова.
Лучшие стрелы Олимпиады
Но вот 19 июля состоялось непосредственное открытие Олимпиады. После зажжения огня, выноса флагов и торжественной части начался первый этап соревнований, тогда особенно зрителям запомнилось обращение к участникам Игр прямо с земной орбиты космонавтов Леонида Попова и Валерия Рюмина.
"Это, конечно, было престижно — мы и увидим Олимпиаду, и будем судить. Но был и осадок: соревнования бойкотировали Штаты, не приехали многие западные страны, соответственно — не приехали многие сильные, интересные атлеты ", — поясняет лучница.
В составе женской команды СССР по стрельбе из лука была Кетеван Лосаберидзе и Наталья Бутузова, а в мужской — Борис Исаченко и Владимир Ешеев.
"Команда жила в Новогорске, потом переехала в Олимпийскую деревню, а мы, судьи, — в гостиницу "Спорт". Для меня такая смена ролей была и непривычна и удивительна: я всегда стреляла, а тут — судья и болельщик", — вспоминает Рустамова.
Задачей Зебинисо было отслеживать ошибки и наблюдать за тем, чтобы во время проведения соревнований не было никаких махинаций.
"В день соревнований дул сильный ветер, но наши спортсмены показали блестящие результаты. Помню золото Лосаберидзе, а потом прекрасное выступление Лобанова с Виноградовым. Лобанов тогда занял третье место, и удивительно, что наше руководство не пришло посмотреть на его победу", — рассказывает таджикская лучница.
В стрельбе из лука на ОИ-80 главными триумфаторами были сборные Финляндии и СССР.
Среди мужчин первое место взял Томи Пойколайнен, став самым молодым олимпийским чемпионом в истории Финляндии. Второе место досталось Борису Исаченко, а третье - итальянцу Джанкарло Феррари, выступавшему под нейтральным флагом.
Среди женщин Кетеван Ласоберидзе завоевала единственное олимпийское золото в истории советской стрельбы из лука. Серебро и бронзу поделили между собой Наталья Бутузова и финская спортсменка Пяйви Мерилуото.
Что касается Рустамовой, ее судейство прошло на удивление гладко — и в этой благородной дисциплине, и на Олимпиаде в целом, по счастью, обошлось без скандалов и несчастных происшествий, часто сопутствующих главному первенству мира.
Пожалуй, единственным исключением стало фехтование, где у поляка Адама Робака во время поединка сломалась рапира, и он по инерции воткнул ее в грудь советского фехтовальщика Владимира Лапицкого.
Мишка, дарящий счастье
Но вот соревнования закончились, и 3 августа наступил кульминационный момент всей Олимпиады — торжественная церемония закрытия.
Сегодня даже те, кто никогда не интересовался ни спортом, ни историей ОИ знают главный ее символ — улыбающегося бурого и по-милому косолапого мишку. Тогда появление гигантского медвежонка, улетающего в небо на воздушных шарах, произвело ошеломительный эффект на зрителей в "Лужниках".
"Если открытие было просто красивым, то закрытие Олимпийских игр получилось феноменальным. Запуская олимпийского Мишку, мы и хлопали, и по-настоящему плакали от радости за победу и от грусти, что Игры закончились", — с ностальгией говорит Зебинисо Рустамова.
Главный символ ОИ-80 разошелся среди гостей и участников миллионными тиражами в формате значков, фигурок, флажков и милейших плюшевых или фарфоровых игрушек.
От пионерки до астронома: топ-5 знаменитых женщин Таджикистана
По словам Зебинисо, у нее самой была огромная коллекция тематических сувениров, где центральное место занимал мягкий бурый "олимпиец". Увы, большая часть этой коллекции была утрачена в период гражданской войны в 1992 году.
Но главным символом московской Олимпиады стали, конечно, не многочисленная сувенирная атрибутика, а энтузиазм и чувство единения, которые олицетворял улетающий косолапый.
Поразительно, но организаторам ОИ-80, несмотря на холодный бюрократизм советской госмашины и пристальный контроль спецслужб (чего стоят культивируемые слухи про отравленную зарубежную жвачку и американские джинсы, где в поясе зашиты ядовитые вши), удалось создать на редкость дружелюбную, теплую и гостеприимную атмосферу.
Впечатлены были как иностранные гости Олимпиады, по достоинству оценившие масштаб мероприятия и убранство советской столицы, так и простые граждане Союза, для которых встреча с представителями порицаемых, но привлекательных капстран сама по себе была событием.
Действительно, с имиджевыми задачами руководство СССР справилось на ура, приковав к спортивному событию внимание всего мира. Даже бойкот ряда государств из-за ввода советских войск в Афганистан, политбюро сумело обернуть в свою пользу — ведь спортсмены из Европы и США, на свой страх и риск решившие принять участие в Олимпиаде, как бы стали живым доказательством силы большой советской идеи даже на самом Западе.
Чего стоит история с легендарным итальянским дзюдоистом Энцио Гамбой, поставившим на кон свою карьеру ради победы на Олимпиаде. Молодой 22-летний парень уволился из вооруженных сил и, пренебрегая мнением спортивного руководства Италии, отправился в Москву. Наградой ему стал титул чемпиона, заслуженные овации трибун и всемирное признание.
К слову, потом Гамба не забыл о Москве, а Москва — о Гамбе. Спустя 32 года, на ОИ-2012 в Лондоне мужская сборная России под руководством итальянского тренера впервые в своей истории завоевала сразу три золотые медали.
Надежда для Таджикистана
Увы, со времен получения независимости никому из представителей Таджикистана, за исключением метателя молота Дилшода Назарова, пока так и не удалось подняться на олимпийский пьедестал.
Впрочем, власти в последние годы тратят немало сил и средств для развития спортивной инфраструктуры и поддержки спортсменов. Так что в стране скоро подрастет молодое поколение атлетов, готовых побороться за чемпионство.
И хотя подготовке лучников уделяется куда меньше внимания, чем борцам или футболистам, по мнению Зебинисо Рустамовой, таджикские мастера тетивы в будущем смогут претендовать на олимпийские медали, если власти окажут им должную поддержку и станут относиться к дисциплине как к важной части культурного наследия нации.
"Стрельба из лука это больше, чем просто спорт, — это история, легенда, традиция, как шашмаком и фалак. Мне очень бы хотелось, чтобы проводились соревнования на приз мэра Душанбе. Многие именитые спортсмены стали директорами школ, госслужащими, но до сих пор шлют фотографии, где мы стоим вместе. И они, наверняка, бы могли привлечь молодежь в спорт", — отмечает Рустамова.
Что же, подобный пример уже существует — Южная Корея, где стрельба из лука, считавшаяся традиционным искусством, благополучно переместилась в мир большого спорта, и сейчас корейцы считаются абсолютными лидерами в данной дисциплине, прочно удерживая за собой полный список олимпийских наград.
Возможно, подобный маневр по превращению культурного наследия в олимпийские медали удастся и Таджикистану.