Сегодня, 16 августа из аэропорта Душанбе вылетела для совершения хаджа первая группа паломников — 184 человека. Часть уроженцев республики отправится в хадж по таджикистанской квоте, часть по квоте, предоставленной России Саудовской Аравией с возможностью перенаправить ее в пользу верующих из других стран.
Паломников ждут традиционные для хаджа тяжкие испытания палящим аравийским зноем, многочасовым стоянием в толпе единоверцев и волнительный трепет в надежде прикоснуться к главной святыне ислама — черному камню Каабы.
В награду за это человек получает духовного откровение, возможность раскаяния и освобождения от бремени грехов.
О том, в чем состоит суть паломничества и что должен помнить верующий, приближаясь к порогу Заповедной мечети — Масджид Аль-Харам, рассказал порталу исламский богослов, первый зампред Духовного управления мусульман России Дамир-хазрат Мухетдинов.
Sputnik Таджикистан: Дамир-хазрат, скажите, пожалуйста, что является самой главной частью хаджа, его кульминацией? К какому обряду нужно внутренне готовиться особенно тщательно?
Дамир Мухетдинов: На мой взгляд очень важно правильно расставлять акценты и понимать, что, когда пророк Мухаммед говорил о сути хаджа, этого великого предстояния перед Господом, то сумел облечь это в два слова: "хадж — это Арафат". Сама суть паломничества сводится к этому стоянию, когда в одном месте в течение дня стекаются миллионы людей со всего мира.
Sputnik: И что же сам верующий должен почувствовать в этот момент?
Д.М.: Осознание того, что стоишь перед Господом и можешь напрямую обратиться к нему с молитвой. Что ты человек, что ты являешься частью всей истории рода людского — от создания Всевышним первого человека — Адама, до сегодняшнего дня. В этом и есть смысл хаджа.
Sputnik: С повседневной точки зрения, что нужно иметь ввиду путнику, когда он, прибыв на место, начинает исполнение обрядов?
Д.М.: Все-таки хадж, хотим мы этого или нет, — это, невероятное количество людей, огромное стечение верующих. Потому паломнику нужно быть очень аккуратным, предельно внимательным к своему здоровью, не перегреваться на солнце лишний раз. Если он слаб здоровьем, не надо сходу пытаться пробиться к святыне через толпу народа, желающего совершить тот или иной обряд.
Sputnik: Но в то же время многие мусульмане считают, что умереть во время хаджа — значит попасть в Рай после воскрешения. А кто-то отправляется туда специально на склоне лет или больным, надеясь встретить смерть в дороге.
Д.М.: Действительно, у некоторых появляется такая мысль: если я поехал в хадж и там умру — это хорошо! На мой взгляд, это абсолютно неправильная философия. Бог четко говорит в Коране: не губите ваши души. Люди едут в хадж, не для того, чтобы умереть. В конце концов, если бы это было предпочтительно, наверное, пророк показал бы нам пример доблести, если бы отправился в хадж, и его бы там похоронили. Это был бы пример для подражания. Ну а он вернулся здоровым и умер в благословенной Медине.
Sputnik: А чего следует во время хаджа избегать?
Д.М.: Посторонних мыслей и ненужных, даже вредных деяний. Многие паломники растрачивают свою силу, энергию, время и ресурсы на совершено второстепенные задачи, пренебрегая главной, фундаментальной задачей хаджа — обновлением души. Кто-то попытается на этом нажиться, сделать бизнес, торговлю, рекламу. Вот этого точно допускать не надо.
Sputnik: Кстати, о бизнесе и деньгах. Насколько я понимаю, из-за серьезных затрат на реставрацию Запретной мечети Саудовская Аравия повышает цены на услуги по организации паломничества.
Д.М.: Все верно, повышение цен будет не менее чем на 10%. Решение Саудовской Аравии связано с тем, что реставрация мечети испытывает кризис. Саудовские власти говорят, что в бюджете не хватает средств для подобной стройки века. Тысячи мусульман, которые ежегодно едут в Мекку, к сожалению, почувствуют это на себе. Сохранение прежней стоимости возможно, только если будут приняты попытки транспортировки паломников иными способами, кроме как по воздуху, или если будут предложены более низкие цены на проживание в гостиницах.
Sputnik: И последний вопрос: перенеся все тягости путешествия до Мекки и Медины, совершив обход Каабы вместе с толпами единоверцев, обратившись к Господу на горе Арафат, каким должен вернуться домой верующий мусульманин?
Д.М.: Как сказал Пророк: вернувшийся из хаджа подобен только что рожденному младенцу. Поэтому главное — вернуться здоровым, обновленным, очищенным от грехов и поделиться этой божественной энергией, силой духа с верующими людьми. Постараться стать лучше, быть примером для подражания для общины и близких.