Узбекистан заинтересован в покупке у России учебно-боевых самолетов Як-130, сообщила ранее газета "Коммерсант". По информации издания, переговоры пока находятся в начальной стадии.
"Як-130 имеет боевые характеристики в десятки раз выше, чем учебный Л-39. Самолет обладает реконфигурируемой системой управления, которая за счет изменения параметров устойчивости и управляемости позволяет имитировать полет того или иного типа самолета. Кроме того, Як-130 может нести до трех тонн пушечного, бомбового и ракетного вооружения и способен выполнять боевые задачи", — рассказал Хроленко.
Он также отметил, что пилоты с восторгом рассказывали о возможностях этой машины.
"На практике раскрыты еще не все возможности "бортового интеллекта". Так что, если Узбекистан все же решится приобрести Як-130, он не прогадает, — заявил Хроленко.
Ранее американский журнал The National Interest рассказал об "убойном" легком российском боевом самолете Як-130, который, с точки зрения автора статьи, ждет "яркое будущее".
"Разработанный сразу после распада Советского Союза Як-130 — один из лучших тренировочных и легких боевых самолетов, доступных на международном оборонном рынке", — пишет NI.
Автор рассказывает краткую историю разработки Як-130. Конкурс на создание нового учебно-боевого самолета был объявлен еще в конце 1980-х. Предполагалось, что новый самолет заменит чешские Л-29 "Дельфин" и Л-39 "Альбатрос".
К моменту распада СССР были утверждены две разработки — Як-130 и МиГ-АТ. Из-за нехватки финансирования Як-130 делали совместно с итальянской компанией Aermacchi, однако на финальных стадиях разработки Россия и Италия "пошли по разному пути". Итальянцы стали развивать свой аналог Яка под названием M-346.
Впервые опытный образец Як-130D поднялся в небо в апреле 1996 года, однако первый самолет, предназначенный для массового производства, испытали только в 2004 году.
Частью ВВС России самолеты Як-130 стали в 2010 году (всего на вооружении 95 единиц), с 2011 года был налажен их экспорт.