Я – сам, он – сам: как родителю не стать жертвой непонимания учителя

© Пресс-служба президента ТаджикистанаУченики школы в Душанбе
Ученики школы в Душанбе - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Критика со стороны родителей в адрес учителей должна быть предельно корректной, считают эксперты

ДУШАНБЕ, 6 сен — Sputnik. Когда праздничные линейки Дня знаний плавно перетекают в серые будни нового учебного года, важно сохранить позитивный настрой и готовность решать даже самые неприятные конфликты не только ученикам, но также их родителям и преподавателям.

Как не перегнуть палку и лучше понимать друг друга, как жить в мире и не исчерпать кредит доверия, выясняет РИА Новости.

Первый пункт: доверие и уважение к педагогу

Специалисты "Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования" убеждены, что половина пути к успешному общению родителей и учителей — это изначальное доверие и уважение к профессии и личности преподавателя, его профессиональным умениям и навыкам.

Школа 201-й РВБ в Душанбе пополнилась рекордным количеством первоклассников

Каким бы ни был родитель, его отношения с педагогом в начале знакомства чуть напряженные и осторожно-дистанцированные. Ведь неизвестно, каким окажется этот учитель. И тут неважно, идет ли речь о первой учительнице или же о предметнике старшей школы.

Но не стоит забывать, что от преподавателя в конечном итоге зависит даже не столько, как и какие знания освоит ученик, сколько мотивация к обучению. А образы любимых и нелюбимых учителей остаются в памяти надолго.

Начало учебного года в Душанбе -  видео - Sputnik Таджикистан
Улыбки и стихи: 1 сентября в школах Душанбе

Именно поэтому "я — Родитель" могу много знать, понимать, по-своему педагогически грамотно и житейски мудро выстраивать отношения со своим ребенком (детьми), но "он — Педагог", и я ему доверяю обучение своего ребенка, это его профессия — учить детей. Вот это доверие, его наличие или отсутствие, подтвержденность "действиями" или утрата по различным причинам и есть одно из главных понятий, определяющих изначальную "окраску" отношения родителя к тому, кто будет учить ребенка.

Резерв доверия к учителю, или профессия не по призванию

Есть очень важный момент, о котором не очень принято говорить, но о котором все знают: если родитель не готов доверять педагогу изначально, не имеет резерва этого доверия, не способен преодолеть собственные возможные негативные ощущения от школы — это серьезнейшее препятствие к диалогу.

И тут любому родителю важно знать, что нет таких педагогов, которые шли бы в школу с намерением причинить вред ребенку, или для того, чтобы не любить или даже ненавидеть детей, родителей и собственную профессию. Да, не все преподаватели выбирают профессию по призванию и не все в ней успешны и счастливы — и это правда. Но какой бы ни была его мотивация, изначально зла детям ни один учитель не желает.

Уважение, поддержка и помощь…

Важно помнить, что педагоги очень нуждаются в доверии родителей (про детей разговор особый). И не только в доверии, но и в изначальном уважении не лично к нему, Андрею Петровичу или Наталье Ивановне, а к самой профессии.

Первый раз в первый класс: как это было в СССР

Не стоит сбрасывать со счетов и человеческое отношение. Ведь любой педагог, кроме того что он специалист и профессионал, — живой человек, и это значит, что ему тоже необходимое живое человеческое общение, понимание, участие, поддержка, а иногда и помощь. А отношение к школе и педагогам в стиле — "Вы должны…Это Ваша обязанность…." — бессмысленно и неэффективно с самого начала общения.

В конце концов, все же понимают, что любая подобная установка является бумерангом — "…да, я педагог обязан учить вашего ребенка, но не обязан терпеть его хамские выходки, дурные манеры, нерадивость и т.д. и т.п… Правда, и "вы — Родитель", в свою очередь не обязаны…". Куда приведет подобный диалог — очевидно. Важно взаимоуважение, то есть как минимум признание возможности существования иной позиции и точки зрения и мнения, отличного от вашего.

Пункт второй: профессиональное право педагога на оценку

Важно понимать, что это оценка не самого ребенка (личности, характера и т.д.), а его знаний, умений, навыков, прилежания, усердия и даже мотивов. И в этом случае, "я — Родитель" могу быть глубоко не согласен с этой педагогической оценкой как в частности, так и в общем.

Таджикские школьники на уроке, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Как учитель из России завоевал сердца таджикских школьников в Хороге

Но при этом даже если есть объективные причины и поводы к этому несогласию, существует еще и адекватный механизм его выражения. Обсуждение позиции, оценки и личности учителя в присутствии детей (кроме тех случаев, когда разговор идет "на троих": родитель, преподаватель, ребенок) недопустимо.

Счастье, улыбки и теплые объятия: Таджикистан встретил учителей из России

Это не означает, что педагог и его действия находятся вне критики. Но со стороны родителей это должно быть корректно по содержанию и по форме, а также по тону и стилю.

Ведь когда "мы — Взрослые" учимся разговаривать между собой, защищая и защищаясь, обвиняя, порицая, выражая недовольство, подбирая эпитеты и выражения, мы вырабатываем и механизм общения с нашими детьми, вне зависимости от того, кем они нам приходятся — родными по крови или учениками.

Лента новостей
0