ДУШАНБЕ, 15 сен — Sputnik. Единства по поводу четырехдневной рабочей недели пока нет ни среди чиновников, ни среди предпринимателей, не говоря уже о широкой общественности.
Тем не менее, по словам парламентариев, проект нового закона могут рассмотреть уже на осенней сессии Госдумы. Все мнения на этот счет собрало РИА Новости.
Не по дням, а по часам
Впервые речь о сокращении рабочей недели до четырех дней завел премьер-министр Дмитрий Медведев на 108-й сессии Международной организации труда в июне этого года.
Проведенный ВЦИОМ опрос показал, что 48% россиян не поддерживают эту инициативу. За выступили 29%, еще 17% отнеслись к идее безразлично, а оставшиеся шесть процентов затруднились ответить на вопрос.
Основной аргумент противников четырехдневки — беспокойство, что это приведет к снижению зарплаты: с этим согласились 89% респондентов.
Интересно, что большинство высказавшихся против — жители небольших населенных пунктов и россияне старшей возрастной группы, в то время как 60% москвичей, петербуржцев и жителей других городов-миллионников поддержали идею.
Кроме того, активный интерес к инициативе премьера в основном проявила молодежь: 39% респондентов, высказавшихся за четырехдневку, составили россияне в возрасте от 25 до 34 лет.
Впрочем, спустя некоторое время выяснилось, что речь идет не о безусловном сокращении рабочей недели до четырех дней, а скорее об изменении действующего трудового законодательства — в нынешней форме оно существует с 1990-х годов.
Разумеется, в то время никто не предполагал, что спустя десятки лет производство столкнется с роботизацией, многие профессии будут связаны с IT-технологиями, не требующими постоянного присутствия сотрудника на рабочем месте, и тем более что появится целый класс фрилансеров.
"Речь идет о том, чтобы ввести гибкое регулирование. Чтобы с учетом развития технологий, развития экономики человек мог сам планировать свое рабочее время. И работодатель, конечно, тоже. Эту гибкость, вариативность в трудовое законодательство нам точно нужно внедрять. Это в интересах всех — и прежде всего самих людей", — пояснил свою позицию премьер-министр.
Идею премьера одним из первых поддержал спикер Госдумы Вячеслав Володин, заявив, что на осенней сессии депутаты обсудят соответствующий законопроект.
Председатель нижней палаты парламента подчеркнул, что в первую очередь стоит задача защитить права тех, кто трудится дистанционно и не имеет постоянного рабочего места, а конкретные параметры законодательства будут обсуждаться с профсоюзами и работодателями.
При этом в новом законодательстве могут предусмотреть не просто дополнительный выходной, а перераспределение трудовой нагрузки.
Один из вариантов — разбросать выпадающие восемь часов по другим дням и повысить продолжительность рабочего дня до десяти часов. Или сохранить пятидневку, но сократить рабочий день на несколько часов.
За и против
Среди поддержавших возможность сокращения рабочей недели — министр здравоохранения Вероника Скворцова.
Она отметила, что в этом нет ничего плохого, если граждане ведут здоровый образ жизни, им есть чем занять свой досуг, рядом будут родные и близкие, о которых нужно заботиться. А само предложение, безусловно, нуждается во всестороннем обсуждении.
Депутаты "Единой России" тоже поддержали инициативу премьера, отметив, что это позволит россиянам больше отдыхать, общаться с семьей, заботиться о здоровье и заниматься самообразованием.
Но предупредили, что реализовать это предложение можно только в том случае, если не будет негативных последствий для заработка.
Среди тех, кто пока не видит возможности для перехода на четырехдневку, — глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Он предложил вернуться к обсуждению этого вопроса лишь после того, как в стране вырастут производительность труда и реальные располагаемые доходы населения.
Для этого должны произойти изменения в структуре рынка, а сокращенная часть рабочего времени будет тратиться на образование и переобучение.
Против формата четырехдневки жестко высказался глава Минпромторга Денис Мантуров, сославшись на традиционный трехсменный график промышленных предприятий. Чиновник уверяет, что заводам в таком случае будет физически тяжело увеличивать объемы выпуска.
Российские предприниматели пока тоже не видят перспектив для перехода на сокращенную рабочую неделю. Согласно опросу портала HeadHunter, только 19% работодателей видят целесообразность в таком новшестве.
Без малого половина (49%) опрошенных считают, что в этом нет никакого смысла, причем 40% не приняли идею сразу, а оставшиеся 9%— после проведения соответствующих расчетов. Часть работодателей считает, что технически ввести такой график можно только при сокращении зарплатного фонда — сэкономленная часть пойдет на расширение штата.
Среди тех, кто оказался готов к сокращению рабочего времени, чуть больше половины (51%) плюсом назвали возможность избежать "выгорания" сотрудников, 37% уверены, что это позволит более эффективно использовать рабочее время, а 30% предположили, что укороченный график положительно скажется на здоровье трудящихся.