Ученые из России открыли новую мутацию, заставляющую кожу быстро стареть

CC0 / Pixabay / analogicus / Лицо старика, архивное фото
Лицо старика, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Генетики нашли несколько десятков мутаций в разных критически важных генах, заставляющих тело человека или животных стареть в десятки раз быстрее нормы.

ДУШАНБЕ, 5 фев — Sputnik. Ученые из медико-генетического центра Genotek, институтов РАН и университета Пирогова открыли ранее неизвестную мутацию в гене ELN, вызывающую преждевременное старение кожи, пишет РИА Новости.

Их выводы и возможные медицинские применения этого открытия были представлены в журнале BMC Dermatology.

"Мы почти ничего не знаем о молекулярных механизмах, связанных с развитием синдрома вялой кожи. Симптомы этой болезни и многих других заболеваний, таких как прогерия, геродермия и синдром морщинистой кожи, во многом пересекаются. Наш случай в очередной раз показывает, что их можно отличить друг от друга только при помощи молекулярной диагностики", — пишут ученые.

Геном человека и других животных содержит в себе огромное количество "инструкций", управляющих работой организма во время роста, нормальной жизнедеятельности и старения.

Считается, что изучение генетических механизмов, включающихся во время старости, поможет продлить жизнь и молодость.

За последние два десятилетия ученые выделили множество участков ДНК, отвечающих за эти процессы, однако ни один из них не подходит на роль главного "гена старости" или "вечной молодости".

Руки пожилой женщины, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Не впасть в маразм: ученые рассказали, как избежать старческого слабоумия

С другой стороны, генетики нашли несколько десятков мутаций в разных критически важных генах, заставляющих тело человека или животных стареть в десятки раз быстрее нормы.

Самый яркий пример этого – прогерия, крайне редкая генетическая болезнь, чьи носители редко доживают до десяти лет.

Она возникает в результате появления мутации длиной всего в одну "букву"- нуклеотида в гене LMNA, играющем важную роль в процессе деления клетки и в обеспечении стабильности ее ядра.

Существуют и менее экстремальные формы подобного ускоренного старения, затрагивающие только отдельные органы и не сокращающие жизнь человека столь радикальным образом.

Ученые назвали главную причину высокой продолжительности жизни

К их числу относится так называемый синдром вялой кожи, при развитии которого внешние покровы теряют эластичность, начинают свисать мешками и покрываются морщинами даже в младенческом возрасте.

За последние годы, как пишут авторы статьи, ученые открыли сразу несколько генов и мутаций в них, приводящих к развитию различных форм этого синдрома. Симптомы болезни при этом могут несколько отличаться, что усложняет ее диагностику и подбор лечения.

Доказано наукой: пять эффективных способов продлить жизнь

Российские генетики добавили к их числу еще одну мутацию в гене ELN, отвечающем за сборку эластичных белковых молекул в клетках кожи, изучая необычную историю болезни двух пациентов из Казахстана, мамы и ее сына-подростка, выглядевших необычно старыми для своего возраста.

Медицинская лаборатория. Архивное фото. - Sputnik Таджикистан
Биологи нашли ген, отвечающий за моложавый вид в пожилом возрасте

Местные врачи считали, что 33-летняя женщина и ее 11-летний сын могут страдать от прогерии, однако это, очевидным образом, не сочеталось с тем, что ее жертвы обычно не доживают до 13-го дня рождения.

Вдобавок, состояние многих тканей, несмотря на большое число хронических болезней у женщины, было нормальным, что не характерно для всех форм общего "ускоренного старения" тела.

Поэтому заинтригованные ученые предположили, что мать и сын могут страдать от одной из форм синдрома вялой кожи, и попытались раскрыть его, расшифровав их ДНК и изучив структуру кожи и крупных сосудов, сильнее всего страдающих от развития подобных нарушений.

Этот анализ раскрыл новую, ранее неизвестную мутацию в гене ELN, удаление одной из "букв" из его последовательности.

Подобные повреждения приводят к тому, что клетка начинает неправильно "считывать" остальную часть гена, расположенную после нее, и синтезировать связанный с ним белок.

Что интересно, мутации в этой части гена, открытые другими группами ученых, приводили к развитию относительно мягких форм синдрома вялой кожи, не связанных с серьезными нарушениями в работе сердца и сосудов.

Это характерно и для носителей новой мутации, что указывает на общие механизмы развития болезни.

Ученые Алтая создали лекарство от старости

Как надеются ученые, открытие этой генетической "опечатки" длиной всего в одну букву поможет точнее диагностировать синдром вялой кожи и отличать его от других болезней, связанных с преждевременным старением человека или отдельных тканей тела.