ДУШАНБЕ, 24 дек — Sputnik. Фехтование в Таджикистане развивается большими темпами, рассказал один из руководителей клуба "Марсель" Хисрав Насимов.
Насимов также является генеральным секретарем Федерации фехтования РТ, а главой данной организации является Тура Тураевич Сулейманов. Именно они – одни из тех, кто положил начало новому развитию фехтования в Таджикистане.
В советское время фехтование было одним из самых сильных видов спорт в Таджикистане, но затем все специалисты покинули страну, желающих заниматься стало мало. Долгое время этот вид находился в зачаточном состоянии, но затем руководство федерации возродило фехтование.
"Первым шагом в развитии фехтования в стране было желание открыть свой клуб и нам удалось это сделать – открыли клуб "Марсель". Сейчас желающих заниматься много, у нас есть и хорошие тренеры", — сказал Хисрав Насимов.
По его словам, наставники занимаются как с уже опытными спортсменами, так и с новичками. Группы делят на детские, юношеские и взрослые. Имеются различные программы подготовки.
— Ваш клуб сегодня в большей степени делает акцент на подготовку хороших мастеров фехтования, нежели на бизнес?
— Конечно, но одно от другого находится недалеко. Как все мы знаем, финансовое положение в клубе зависит от хорошей подготовки, от наличия инвентаря, на что нужны финансы, от качества специализации тренерского штаба, которому также надо платить. Поэтому все взаимосвязано. Мы стараемся работать во всех направлениях.
— На что еще требуются финансовые вложения?
— Расходы на оборудование. Дело в том, что для судейства в фехтовании используют специальная аппаратура, которая позволяет просчитать количество уколов, для чего присоединяются к костюмам соперников. Конечно, можно остановиться на преподавании теории и практики, но это не совсем правильно. В оборудование входят: фехтовальная дорожка, электрофиксатор, различная экипировка (нагрудник, защитный рукав, универсальная тренерская перчатка, две маски (сабельная и для шпаг и рапир), для сабель нужна защита для маски, для шпаг — дополнительно ножная защита).
— От чего зависит окупаемость?
— Прежде всего, окупаемость зависит от количества учеников. Оптимальным вариантом является возможность укомплектовать по две группы: дневные и вечерние для взрослых, юношей и детей. Зарплата тренера зависит от количества групп. На это ушло некоторое время.
Сейчас желающих достаточно, но мы всегда готовы принять новичков, и всегда приглашаем в наш клуб. Можно говорить о том, что фехтовальная школа как бизнес состоялась. Но опять, повторюсь, для нас в большей степени это спорт, развитие фехтования, а уже потом – бизнес и доходы.
— Как Ваши занятия спортом помогают в вашей работе, в развитии клуба?
— Я и сейчас сам нередко тренируюсь, держу себя в форме, стараюсь быть примером в фехтовании для многих наших спортсменов. Конечно, тренировки и занятия фехтованием хорошо отражаются и на ведении дел в клубе сегодня. Такие качества как упорство, настойчивость, решительность, смекалка хорошо помогают в целом не только в бизнесе, но и других сферах жизни.
Чтобы показать результат, как на соревнованиях, так и в бизнесе, нужно обладать рядом качеств, например, такими как своевременность, скорость, ловкость, точность, смелость, реакция, чувство дистанции и, конечно же, выносливость.
— Чем фехтование привлекает молодежь?
— Этот вид спорта привлекает своей необычностью, он красив, элегантен. Кроме того, больше всего мне нравится то, что фехтование воспитывает моральные и волевые качества. Фехтование иногда называют "шахматами с мускулами".
Бой фехтовальщиков действительно можно сравнить с блицтурниром шахматистов, где решения принимаются в доли секунды, а малейшая ошибка может обернуться мгновенным поражением. Кстати, Энгельс три раза в неделю посещал уроки фехтования. Он не ходил на борьбу, он знал: фехтование – это развитие ума и благородная осанка.
— В фехтовании есть несколько видов оружия. Чем все они различаются?
— В фехтовании есть три вида оружия — рапира, шпага и сабля. Они отличаются формой клинка, тактикой и правилами боя. Рапира – колющий вид оружия, уколы наносятся только в туловище, ограниченное электропроводящей курткой, надеваемой на защитный костюм.
Поражаемая поверхность – грудь, спина спортсмена. Уколы фиксирует специальная аппаратура. Шпага – тоже колющее оружие, с большой гардой. Уколы наносятся в любую часть тела, кроме головы. Сабля – рубящее и колющее оружие. Здесь уже наносятся не уколы, а удары — в корпус выше пояса, руку и маску. В разном оружии разная техника, разная тактика, но все это фехтование, все это олимпийские виды спорта.
— И как новичку определить, каким видом оружия ему заняться?
— Многие новички начинают заниматься с рапирой. Поражаемая часть – только тело, поэтому все в основном начинают с рапиры. Но все зависит от человека. Что ему больше по нраву, тем он и занимается всю жизнь. Бывают случаи, когда спортсмен занимается и в двух видах оружия. Кому как нравится.
— Какой вид более сложный?
— Нельзя однозначно сказать о сложности одно из видов. Каждый вид сложен по-своему. Фехтование – вообще один из самых сложных видов спорта, который требует от спортсмена особого характера, усилий и выдержки. Шпага мне нравится больше всего тем, что из всех трех видов оружия, этот вид более интересен.
В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.
— Когда наносят уколы – не больно?
— Иногда бывает и больно, в зависимости от того как наносят. Естественно, экипировка смягчает боль. Но, например, в сабле наносятся не уколы, а удары, и в основном все спортсмены ходят в синяках и это нормально. Но до тяжелых травм дело не доходит.
— Как проходят тренировки фехтовальщиков?
— На тренировках со шпагой отрабатывается передвижение по дорожке без соперника, совершаются уколы в мишень. Занятия с тренером заключаются в том, что он объясняет тактико-технические задумки, показывает какие-то новые сложные приемы, которые необходимо выучить до автоматизма. Какие-то элементы отрабатываются со спарринг-партнером или на индивидуальной тренировке. На мой взгляд, главное, скорость реакции, выдержка, которые тоже нужно постоянно совершенствовать.
— Что скажете о сборной Таджикистана? Какие надежды связываете на следующий сезон?
— В следующем сезоне таджикских спортсменов ожидает ряд турниров. Постараемся отправить спортсменов на самые престижные из них – чемпионаты мира и Азии. Надежда на ребят очень большая, при этом состав сборной достаточно молодой. Это новые ребята, которые проявили себя на чемпионате республики и выступают под руководством Азиза Насимова, Шахбоза Нуралиева и Манижи Зардиевой.
Также в состав команды будут привлекаться ребята, которые не получили призовых мест на чемпионат, но желают выступить на мировой арене. Но они сами полностью возьмут на себя все расходы по поездкам на турниры.
Добавлю, что в программу развития фехтования в Таджикистане включено изменение системы в сфере судейства и тренеров. Ужесточены правила вхождения в состав судейской и тренерской коллегий. Все судьи и тренера Таджикистана проходят курсы повышения квалификации.
Также руководством Федерации ввелось новшество — рейтинговая система и лицензирование фехтовальщиков для участия в соревнованиях.
— В завершение беседы, можете сказать, какая у вас мечта?
— Мечта, конечно же, есть – это участие таджикских спортсменов в Олимпийских играх. Для этого нужно стараться участвовать на всех крупных международных соревнованиях, набираться опыта. Я очень надеюсь, что в будущем таджикские фехтовальщики попадут на Игры.