Душанбе, 21 ноя — Sputnik. В Ташкенте идет судебный процесс над племянником первой леди Узбекистана Акбарали Абдуллаевым, которого считали неофициальным хозяином узбекской части Ферганской долины, сообщают СМИ со ссылкой на ташкентского журналиста Алексея Волосевича.
Он был задержан узбекскими силовиками еще осенью 2013 года по обвинению в хищении, получении взятки и уклонении от уплаты налогов.
Наряду с Абдуллаевым в ташкентском горсуде рассматриваются уголовные дела в отношении девяти сотрудников Ферганского масложиркомбината, которые, по мнению следствия, совершили преступления в период правления так называемой «кувасайской мафии», то есть группировки, возглавляемой Акбарали Абдуллаевым, передает CA-News со ссылкой на блог Алексея Волосевича «АзияТерра».
Всем подсудимым предъявлены обвинения по статьям 210 («Получение взятки») и 167 («Хищение путем присвоения или растраты») УК РУз.
«19 ноября на судебное заседание под конвоем был доставлен из следственного изолятора сам Акбарали Абдуллаев. В ходе судебных заседаний Абдуллаев признается в получении крупных денег, однако утверждает, что он их никому не передавал (подразумевается — Гульнаре Каримовой или Татьяне Акбаровне, жене президента), а строил на них мечети, ремонтировал детские дома и т.д.», — цитирует сайт слова источника «АзияТерра».
Акбарали и его мать Тамара Сабирова, по информации Uznews.NET, с начала 2000-х годов считались своего рода «владельцами» узбекской части Ферганской долины, когда вместе со своими деловыми партнерами, семейным кланом Акрамовых, они захватили контроль примерно над 70 процентами крупных предприятий этого региона. Методы захвата были традиционными — рейдерство, возбуждение уголовных дел против их владельцев, не желающих расставаться с собственностью, при полной поддержке местной исполнительной власти, СНБ и прокуратуры.
Под контролем Тамары Сабировой и ее сына Акбарали, по данным сайта, оказались ферганский нефтеперерабатывающий завод (ФНПЗ), сеть гостиниц «Азия» в разных городах страны, кувасайский цементный завод, ОАО «Фергана текстиль», фабрика «Silver Silk», ОАО «Кварц», ОАО «Кувасай текстиль», десятки торговых комплексов, а также недвижимость во Франции и Германии.
Однако уже летом 2012, сразу после ареста свыше 40 участников группы, возглавляемой Абдуллаевым, тучи начали сгущаться и над головой самого племянника первой леди Узбекистана. Он сбежал, покинув территорию страны, но вскоре, вернувшись по полученной гарантии о неприкосновенности, все же был задержан.
«Вскоре после его ареста, 20 октября 2013 года, как сообщали СМИ, было задержано практически все руководство Ферганского нефтеперерабатывающего завода (ФНПЗ), контролировавшегося Абдуллаевым, в том числе генеральный директор предприятия Мухаммадкодир Абдуллаев, его заместители, начальник отдела по снабжению, а также начальники других отделов», — цитирует ташкентского журналиста информагентство Fergana.
Агентство также напоминает о том, что осенью прошлого года дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова, которая сама сейчас находится под домашним арестом, утверждала в своем Твиттере, что нынче подсудимый Акбарали Абдуллаев работал на ее мать, то есть жену президента Татьяну Акбаровну.
Отмечается, что до судебных инцидентов, связанных с семьей президента, летом этого года люди, добывавшие для Гульнары Каримовой деньги — десятки и сотни миллионов долларов, были осуждены: Рустам Мадумаров, которого СМИ называют гражданским мужем Гульнары Каримовой, получил 10 лет лишения свободы, а Гаянэ Авакян, ее ближайшее доверенное лицо, — 9 лет.