ДУШАНБЕ, 1 дек — Sputnik. Почти в два раза увеличилось количество инцидентов на киргизско-таджикской границе по сравнению с прошлым годом, сообщает сайт "Фергана".
"За 10 месяцев 2014 года на границе Кыргызстана произошло 40 инцидентов. Из них 32 конфликта отмечено на киргизско-таджикском участке, в том числе на киргизско-узбекской стороне — 5; на киргизско-казахстанской границе — два, а на границе с Китаем — один", — приводит итоги Пограничной службы Кыргызстана за 10 месяцев 2014 года агентство.
По сравнению с 2013 годом, общее количество инцидентов с Таджикистаном возросло почти в два раза. В прошлом году было зарегистрировано 19 случаев столкновений, в результате которых погиб один человек.
Основные причины инцидентов пограничники видят в высокой плотности населения охраняемого участка, в использовании земель и других ресурсов населением в приграничных районах, в наличие оспариваемых участков государственной границы, в попытке провоза контрабандных товаров минуя пункты пропуска, но самое важное — в отсутствии нормативно-правовых документов прохождения линий государственной границы.
Границы как источник конфликтов
"Вся проблема заключается в несоответствии документов, по которым Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан определяют границы. Мы используем материалы 1955 года, соседи — другие. На сегодняшний день с Узбекистаном утверждены 1054 км из 1378 границ и 519 км — из 970 с Таджикистаном", — заявил спецпредставитель аппарата правительства по вопросам границ Курбанбай Искандаров, на круглом столе, который состоялся 26 ноября в Бишкеке.
Искандаров отметил, что переговоры желательно начинать, определив правовые основы. Он надеется, что им помогут документы, касающиеся границ, которая изучит делегация, отправляющаяся в РФ. Российская сторона в свою очередь согласилась допустить их к военным архивам.
Эксперт по вопросам границ Саламат Аламанов критично отнесся к надеждам Искандарова на поездку в Москву, говорится в издании.
"Наши таджикские коллеги уже привозили материалы из Москвы. Они одни и те же. И их анализ показывает, что продвижения в переговорный процессе они не дадут. Проблема в том, что наши чиновники боятся решать этот вопрос, потому что он вызовет негативную реакцию. Я называю это "синдромом Узенгуу-Куш". И никакие документы, кроме политической воли, не позволят решить этот вопрос.
Уже даже обычные граждане говорят: берите ответственность на себя и решите приграничные вопросы. У меня такое ощущение, что переговорный процесс сломался, и сейчас с обеих сторон идут только ультимативные заявления. Но это неправильно. Рано говорить о претензиях на чужие территории. Надо быть более гибкими", — считает Аламанов, который не только раскритиковал чиновников, но и предложил свое видение решения проблемы.
Аламанов считает, что главное условие снятия напряжённости на границах — это завершение процесса определения границ. Он уверен, что пока не будет выработан механизм уступок — вопрос не решится.
"Если поставлена цель решить вопрос в свою пользу, вы его не решите. А сейчас три стороны не хотят никому уступать свою землю. Это считается верхом патриотизма. Я же патриотизмом считаю наконец-то определить границы", — заявил эксперт.
"Ситуация стоит на месте"
На критику Аламанова спецпредставитель аппарата правительства по вопросам границ Курбанбай Искандаров ответил, что поездка в московские военные архивы имеет большое значение, ведь в одной подобной поездке им удалось найти документы, которые помогли.
"Также по всем неопределенным участкам у нас есть по 3-4 варианта решения проблемы, мы их представляли таджикской стороне, но от них ответа нет, — сказал Искандаров. — Здесь стоит вопрос и политического решения приграничных вопросов. И в этом нам должны помочь именно дополнительные материалы. Мы уже просили таджиков призвать на помощь третью сторону, но они отказываются, хотят по-соседски, вдвоем. А ситуация так и стоит на месте", — цитирует Искандарова "Фергана"
Проблемы жителей приграничных районов Исфары и Баткена тянутся еще с конца советских времен. Первый приграничный конфликт на этой территории произошел на закате СССР в 1989 году, когда в результате трений двух приграничных сел погибли три человека.