ДУШАНБЕ, 8 дек — Sputnik. Дефицит сжиженного углеводородного газа в Таджикистане стал причиной повышения цены голубого топлива на АЗС страны, сообщает информационное агентство "Авеста".
Снижение объёмов поставок сжиженного газа из Казахстана в Таджикистан и образовавшийся в связи с этим дефицит, стали причиной резкого скачка цен на автозаправочных станциях страны на данный вид топлива с 3,30 сомони до 3,70 сомони. В общей сложности за два дня цены на сжиженный газ выросли на 12%.
По данным Министерства экономического развития и торговли Таджикистана, за десять месяцев 2014 года Таджикистан импортировал 235,6 тысяч тонн сжиженного газа, что на 30,7 тысяч тонн больше аналогичного периода 2013 года. Основным экспортёром сжиженного газа в Таджикистан является Казахстан, на долю России приходится лишь небольшая часть экспорта газа.
В Минэкономразвития отметили, что в проблема с поставкой сжиженного газа из Казахстана решится в ближайшие дни. "Увеличение импорта сжиженного газа решит проблему его дефицита в стране. На данный момент более 40% автотранспорта в республике использует сжиженный газ в качестве топлива", — подчеркнули в министерстве.
Таджикистан активизировал импорт сжиженного газа из Казахстана с 2010 года, когда цены на бензин резко выросли из-за введённых Россией экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты для стран не входящих в Таможенный союз (Россия, Казахстан и Беларусь). Тогда потребность в сжиженном газе составляла не более 5%, и в основном им население Таджикистана пользовалось исключительно для бытовых нужд. Так как голубое топливо обходилось дешевле бензина, в течение одного года потребность в нем возросла в десятки раз.
Если стоимость 1 тонны бензина импортируемого в Таджикистан в среднем составляла 1200 долларов США, то одна тонна сжиженного газа обходилось для страны в $600. После отмены российских экспортных таможенных пошлин для Таджикистана стоимость 1 тонны бензина снизилась до 900 долларов США, но несмотря на это обходился на триста долларов дороже сжиженного одной тонны газа.
Возможно, косвенную роль в возникновении дефицита на сжиженное топливо в Таджикистане сыграло и то, что власти Казахстана выступили за использование его в качестве моторного топлива. Казахстан в первую очередь заинтересован в том, чтобы насытить внутренний рынок, и только потом думать об экспорте.
Подобная инициатива была озвучена весной 2014 года, когда министр нефти и газа Казахстана Узакбай Карабалин и крупные участники рынка по розничной продукции нефтепродуктов на территории Казахстана подписали в Астане меморандум о сотрудничестве по использованию газа в качестве моторного топлива, сообщается на сайте правительства Казахстана.
На сегодняшний день в Алматы газом заправляются всего более 250 автобусов и 300 единиц легкового автотранспорта, а в 2014-2015 годах акимат (правительство) Алматы планирует довести количество автобусов, работающих на газе, до 1000 единиц, с последующим переводом на этот вид топлива всего парка городского автотранспорта, говорится на сайте правительства Казахстана.