"Советский кишлак" или книга, о том как менялась Средняя Азия

© Sputnik / Марина Маковецкая / Перейти в фотобанккишлак в Таджикистане. Архивное фото
кишлак в Таджикистане. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Работа российского ученого посвящена истории преобразований в Средней Азии с конца XIX века и до распада Советского Союза на примере одного конкретного села в Таджикистане.

ДУШАНБЕ, 15 дек — Sputnik. Противоречивое соединение модернизации и колониализма является главной темой книги "Советский кишлак: Между колониализмом и модернизацией", рассказал Фергана.ру ее автор, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин.

Книга посвящена истории преобразований в Средней Азии с конца XIX века и до распада Советского Союза. Вся эта история дана через описание одного селения, пережившего и завоевание, и репрессии, и бурное экономическое развитие, и культурную модернизацию.

Сергей Абашин отвечая на вопросы агентства отметил, что «речь идёт о кишлаке Ошоба на севере Таджикистана. В нём проживают преимущественно узбеки, хотя в сельский совет (джамоат) "Ошоба" входят населённые пункты с таджикским населением.

"Если же говорить о главной черте советского кишлака, то, наверное, я бы сказал, что это противоречивое соединение модернизации и колониализма — вот, что является главным вопросом книги. Отсюда подзаголовок в названии "Советский кишлак: Между колониализмом и модернизацией",  — сказал автор. — Слово "колониализм" многих пугает, в нём иногда видят какое-то "очернение" прошлого, но я хочу, используя это слово, показать, что в советском обществе, не говоря о досоветском, вовсе не было всё гладко и замечательно".

На вопрос о том, что сильнее всего изменилось в кишлаке после распада, Абашин отметил, что постсоветские изменения не являются предметом его исследования, хотя он порой в книге заходит за границу 1991 года.

"В 2010 году я побывал опять в Ошобе, собирал там некоторые дополнительные материалы. Если говорить в общем о своих впечатлениях, то мне кажется, что противоречивое соединение модернизации и некоего постколониализма по-прежнему сохраняется и определяет жизнь сообщества. Мы видим сильную деградацию экономической инфраструктуры, технологий, снижение социальных гарантий, мы видим новые конфликты и противоречия в обществе, в частности в религиозной сфере, мы наблюдаем новые виды доминирования и принуждения, когда массы людей вынуждены отправляться зарабатывать себе на стабильную жизнь в Россию — что это, если не новые формы колониализма", сказал автор.

Но одновременно, по его словам, мы видим, как через ту же миграцию люди открывают для себя новый мир, новые технологии, новые практики, они осваивают их, учатся использовать в свою пользу, заработанные в той же миграции средства идут на строительство домов, учебу, новые виды досуга и развитие бизнеса.

Сергей Абашин предлагает рассматривать и оценивать современную ситуацию с разных сторон, видеть плюсы и минусы, достижения и потери, некоторую преемственность с советским периодом и в то же время какие-то совершенно новые институты, отношения и представления.

Лента новостей
0