ДУШАНБЕ, 23 янв — Sputnik. Номинированную на Оскар киноленту режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан" известный таджикский поэт, прозаик и драматург Тимур Зульфикаров назвал грудой разбросанных камней, где отсутствует художество, магия, поэзия и философия, пишет ИА Tojnews.
Фильм "Левиафан" в середине января вошел в число номинантов премии Американской академии кинематографических искусств и наук "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Ранее кинолента была удостоена премии "Золотой глобус" в аналогичной номинации.
"Я не очень понимаю, почему фильму дали приз за лучший сценарий. Сама история, представленная в картине, не содержит материала для полновесной ленты. Этот сюжет едва тянет на короткометражку. В наших душетленных сериалах эти скучные истории встречаются сотни раз и сняты они с гораздо большим мастерством, чем это сотворил наш лауреат", — считает Зульфикаров.
Он уверен, что фильм весьма глубоко действует на сознание человека, и если перед зрителем в течение двух часов "будет уныло маячить сборище пьющих, жрущих, бесконечно болтливых, совокупляющихся, дерущихся, ненавидящих, убивающих друг друга людей, то это богомерзкое зрелище, да еще протекающее на фоне дикой природы и под унылую долбёжную псевдомузыку" неминуемо врежется в нежную, беззащитную, вечнораспахнутую душу русского, всё ещё наивного, зрителя. А фильм Андрея Звягинцева, по мнению Зульфикарова, создан именно в таком духе, отчего драматург и назвал ленту "грудой разбросанных камней".
Между тем, в интернете "Левиафан", конкуренцию которому в борьбе за престижную награду составят "Ида" (Ida) польского режиссера Павла Павликовски, эстонский фильм "Мандарины", аргентинские "Дикие истории" (Wild Tales) и лента мавриканского режиссера "Тимбукту" (Timbuktu), стал темой жарких обсуждений под единым заголовком "Страсти по "Левиафану"".
Так, российское информационное агентство "URA.Ru" создало платформу для споров и оценок, где журналисты и обычные читатели делятся своим мнением.
"С момента появления "Левиафана" в сети (а произошло это под конец новогодних каникул), картине накрепко прилепили ярлык "экспортного фильма, очерняющего Россию. Звягинцева обвинили в создании чернухи на бюджетные деньги. Западных кинокритиков и экспертов, наградивших фильм, — в желании унизить великую страну. Главным героем назвали водку, возмутились обилием мата. И не увидели сам фильм. Хотя он есть. И соответствует всем канонам качественного кинематографа. За что, возможно, и получает призы", — пишет журналист Ксения Фикс.
Но при этом она признает, что главной бедой "Левиафана" является то, что его ждали слишком долго, ждали российский "Интерстеллар", а получили обычное кино "про жизнь".
"Про нашу жизнь. С кустом алоэ на подоконнике в кухне за тюлевыми занавесками. С лобовым стеклом, заляпанным летевшими навстречу автомобилю насекомыми. С привычкой читать даже в дощатом сортире. С умением, выпив стакан водки, попасть метров с 30-ти в бутылку. С запотевающими от перегара окнами в машине…", — попыталась журналист описать причину расстройства зрителей.
"Левиафан" для российского кинематографа стал шестым номинантом на "Оскар". Последний раз заветную статуэтку получил в 1994 году Никита Михалков за фильм "Утомленные солнцем". Советские картины входили в число номинантов девять раз и трижды были удостоены награды.
Лауреат Каннского фестиваля "Левиафан" уже получил несколько наград европейских кинофорумов, в частности, Гран-при 58-го Лондонского кинофестиваля, Гран-при фестиваля в Мюнхене и главный приз кинофестиваля в сербском Паличе.