Оживить внешнюю торговлю Афганистана сможет выход в Каспийское море

© Sputnik / Владимир ВяткинГород-порт Туркменбаши. Побережье Каспийского моря. Архивное фото
Город-порт Туркменбаши. Побережье Каспийского моря. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Афганистан должен научиться решать стоящие перед ним задачи, не рассчитывая на финансовую поддержку иностранных спонсоров.

ДУШАНБЕ, 27 янв — Sputnik. Афганистан должен научиться решать стоящие перед ним задачи, не рассчитывая на финансовую поддержку иностранных спонсоров, прежде всего США, такое мнение высказал порталу  Афганистан.ру российский эксперт по экономическим вопросам Дмитрий Верхотуров.

Первоочередной задачей нового афганского правительства после того, как определится его состав, должна стать борьба с бедностью, заявил президент страны Ашраф Гани, выступая в парламенте республики. "Помощь США и ЕС не решит наши фундаментальные проблемы. Только последовательное экономическое сотрудничество со странами региона может поднять уровень благосостояния населения", — заявил Ашраф Гани.

Железная дорога. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Маршрут таджикского участка ТАТ пока не определен

В доказательство своих слов Ашраф Гани совершил визит в соседний Туркменистан, говорит Верхотуров, где обсудил в ходе встречи со своим туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухаммедовым аспекты двустороннего сотрудничества в экономике, в частности энергетический проект ТАПИ и транспортный — железная дорога Акин-Андхой, с продлением до Мазари-Шарифа и Кундуза.

Эта магистраль может стать спасением для внешней торговли Афганистана, поскольку дает Кабулу выход к Каспийскому морю, а уже оттуда — в любой морской порт планеты.

Дорога до пакистанского Карачи находится под постоянной угрозой нападения со стороны талибов, а маршруты через Иран и Узбекистан недостаточно надежны из-за препон, чинимых местными властями.

Второе преимущество стального пути в Туркменистан — выход на прямые контакты с Россией и Казахстаном.

Здесь афганские грузоперевозчики могут использовать железную дорогу, проложенную из казахского Узеня через туркменский Этрек в иранский Горган. Эта дорога дает возможность выхода не только на рынок Ирана, но и ко второму крупному морскому порту на Каспии — Актау.

Это направление на сегодняшний день и в обозримой перспективе — самый удобный, надежный и безопасный маршрут для афганского экспорта и импорта.

Для того, чтобы его использовать в максимальной степени, надо как можно скорее достроить железную дорогу Атамурат — Акина — Андхой, которую строят Туркменские железные дороги, и создать на территории Афганистана достаточно крупную грузовую станцию, способную принимать и обрабатывать грузы, наподобие станции Хайратон.

Нужно также добиться, чтобы эта станция сразу же после ее достройки была включена в Единую сетевую разметку железных дорог 1520 мм, что позволит принимать и отправлять грузы по всей системе бывших советских железных дорог.

Можно также предложить уже на этом этапе рассмотреть и провести подготовительную работу по обзаведению собственным торговым флотом, хотя бы двумя-тремя судами примерно 3-5 тысяч тонн водоизмещения: сухогрузом и контейнеровозом.

Эти суда могут базироваться в одном из каспийских портов, например в Туркменбаши, в Актау или Баку. Экипажи их могут быть на первых порах наемные, а потом можно будет подготовить и собственные, афганские экипажи. Постройка этих судов может быть заказана в России, к примеру, на верфях в Нижнем Новгороде, который давно строит суда разного типа для судоходства на Каспийском море.

Конечно, для окончательного решения этого вопроса потребуется политическое решение прикаспийских государств, чья позиция состоит в том, чтобы не допускать в Каспийское море суда других государств.

Впрочем, на тот случай, если такого разрешения дано не будет, афганские предприниматели смогут сами учредить судоходную компанию под флагом одного из прикаспийских государств для обеспечения морских перевозок.

Лента новостей
0