В четверг в Минске президенты России, Франции, Украины и канцлер ФРГ завершили переговоры по урегулированию кризиса на Украине. Работа над документом, который позволит снизить напряженность на востоке страны, продолжалась около 16 часов. Публицист РИА Новости разбирает в своей статье, какие шаги по мирному урегулированию должны быть предприняты, и какие обязательства приняли на себя стороны.
Основное обязательство — это полное прекращение огня сторонами конфликта, начиная с 15 февраля 2015 года.
Куда и в какие сроки должны быть отведены тяжелые вооружения
Пункт 2 предусматривает создание зоны безопасности и отвод тяжелых вооружений "шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У")".
При этом украинские войска обязаны отвести свои вооружения "от фактической линии соприкосновения" — то есть, от той линии, которая сложилась в результате последних успехов армий ДНР и ЛНР. Другими словами, документ официально фиксирует "статус-кво", и это следует считать безусловным успехом ополчения.
В свою очередь, ополченцы обязаны отвести тяжелые вооружения от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г. Для них ситуация не изменилась.
Согласно пункту 3, отвод вооружений будет осуществлен в течение 14 дней после прекращения огня, и будет осуществляться под контролем ОБСЕ.
Что будет с пленными и будет ли отпущена Савченко
Пункты 5-6 предусматривают амнистию "путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, а также освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех".
Эти пункты действительно предполагают обмен пленными, о котором много говорилось. Но распространяются ли они на Савченко? В пункте 6 предполагается освобождение только для "незаконно удерживаемых лиц". Савченко содержится под стражей на основании возбужденного уголовного дела, и поскольку Россия не является стороной военного конфликта, то и Савченко не относится к пленным, и обмену не подлежит. Пункт об амнистии обязывает совершить определенные действия именно украинские власти.
Чтобы удостовериться в этом, достаточно посмотреть примечание к протоколу, в котором сказано, что освобождение от наказания осуществляется в соответствии с украинским Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".
Разумеется, украинский закон в силу своей сути регулирует только обязательства киевских властей и не может обязывать российские власти амнистировать Савченко. Наконец, это понял и Марк Фейгин, адвокат Савченко, который уже выступил с соответствующим заявлением.
Как будут разоружаться наемники и НВФ?
Пункт 10 предусматривает вывод "всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ", а также "разоружение всех незаконных групп".
В отличие от остальных пунктов соглашения, в которых упоминаются Донецкая и Луганская области, данный пункт распространяется на всю территорию Украины. И безусловно, под него должны подпадать все иностранные частные военные компании и формирования вроде "Правого сектора".
Украинские власти рассчитывают использовать данный пункт как основание для "вывода российских войск с территории Украины". Однако, российские власти не признают присутствия наших войск на территории Украины, а значит для России это не влечет никаких обязательств.
При этом данный пункт не содержит конкретных сроков и условий его реализации, что свидетельствует о возможных разногласиях сторон. Детали реализации должны быть урегулированы отдельными соглашениями.
Означает ли проведение конституционной реформы федерализацию Украины
Самая важная часть соглашения — это конституционная реформа. По утверждению президента Порошенко, федерализации Донбасса не будет. Но как тогда следует расценивать пункт 11?
"Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)".
Децентрализация предполагает придание регионам ряда дополнительных полномочий, изменения их статуса, который регулируется ст. 133 Конституции Украины. Поэтому Украина и взяла на себя обязательства принять новую Конституцию. В случае если бы речь не шла о федерализации, не было бы никакой нужды оговаривать принятие новой Конституции. Достаточно было бы применить существующий закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".
Обратите внимание на фразу "согласованных с представителями этих районов". Украина берет на себя обязательство проводить "конституционную реформу", согласовывая ее проведение с ДНР и ЛНР. Это не похоже на чистую реформу внутригосударственного устройства, где все решают и контролируют центральные власти. Скорее, это говорит о скрытом намерении заморозить конфликт и предоставить властям ДНР и ЛНР право выступать как субъект в переговорах с украинскими властями.
Таким образом, Порошенко в очередной раз пытается выдать желаемое за действительное. Публичное "непонимание" этого пункта свидетельствует, что он означает для Порошенко нечто большее, чем просто федерализация. Уклонение от исполнения данного пункта повлечет превращение Донбасса во второе Приднестровье, что прекрасно понимают украинские власти, но открыто не признают.
Кто будет контролировать границу
Согласно пункту 9 Соглашения, восстановление полного контроля над границей Украины возможно только после полного выполнения пункта 11 — то есть, конституционной реформы. Этот пункт лишает украинские власти возможности жаловаться на неисполнение обязательств со стороны ДНР и ЛНР, пока не будет проведена конституционная реформа. Судя по "странной" трактовке Порошенко обязательств по проведению реформы, она вряд ли будет воплощена, а границы так и останутся под контролем Новороссии.
Как будет осуществляться социальное и гуманитарное обеспечение Донбасса
Пункт 7 предусматривает гарантии по безопасному доступу, доставке, хранению и распределению гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма. Согласно пункту 8, должно быть осуществлено "определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины)".
Эти договоренности возлагают на Украину обязанности не препятствовать поступлению гуманитарной помощи, а также восстановить выплату пособий в ДНР и ЛНР — снять блокаду, на чем настаивали представители ДНР и ЛНР.
Подписанное в Минске соглашение, безусловно, нельзя назвать идеальным. Вместе с тем, оно способно заморозить конфликт (пускай и с помощью умолчания и неопределенности по ряду пунктов), сохранив "статус-кво". Основной вопрос, который остается открытым — насколько эффективно будет осуществляться контроль над соблюдением перемирия? Ведь именно постоянное нарушение перемирия со стороны украинских властей привело к нарушению подписанных в сентябре прошлого года прежних Минских соглашений.
В любом случае, украинские власти пошли на уступки по ряду важных пунктов. Им не удалось добиться ничего из поставленных целей: зафиксированы новые, выгодные для Новороссии границы отвода тяжелого вооружения; территория Новороссии и ее границы будут контролироваться властями ДНР и ЛНР; у Новороссии появляется право на участие в "конституционной реформе", самостоятельно определяя свое будущее.