Шейх Мухаммад - каким должен быть мир

О мусульманской журналистике, британском шариате и исламском радикализме – мнение покойного Шейха, бывшего муфтия Средней Азии и Казахстана, скончавшегося на днях в Ташкенте.

ДУШАНБЕ, 13 мар — Sputnik. Тысячи людей пришли проститься с бывшим муфтием Средней Азии и Казахстана, шейхом Мухаммад Садыком Мухаммад Юсуфом, панихида по которому прошла в среду в Ташкенте.

Мнения легендарного богослова по различным вопросам, высказанным им при жизни, приводит исламский портал "Ансар.Ru".

О современной мусульманской журналистике и культуре

Шейх говорил, что идет интенсивное развитие русскоязычного исламского понятийного аппарата, а мусульманская журналистика России — наиболее передовая в СНГ. Но многое еще предстоит сделать.

В Узбекистане усилили меры безопасности из-за похорон богослова

Он советовал развивать исламскую мысль на русском языке, так как проблем еще очень и очень много: например, нет до сих пор даже полностью удовлетворяющего высоким требованиям перевода смыслов Корана на русский язык, не говоря уже о СМИ.

С другой стороны, богослов отмечал, что важнейшей задачей сегодня на всем постсоветском пространстве остается формирование собственной исламской культуры, современного мировоззрения и моделей поведения и практики в каждой конкретной ситуации, пусть даже очень сложной, в соответствии с Шариатом и исламской нравственностью.

Главное правило даъва (исламского призыва), подчеркивает Мухаммад Садык, — нельзя делать то, что вредит мусульманам, ухудшает их положение, бьет по их интересам. Если же что-то, в том числе нововведение (кроме как в области вероучения), приносит пользу — оно допустимо и желательно. При этом богослов со ссылками на Сунну отмечал, что Ислам учит анализировать, оценивать и прогнозировать ситуацию, чтобы в различных условиях можно было делать правильный выбор.

Объединение мусульман

Шейх поддерживал идею объединения, большей координации и консолидации усилий мусульман, в том числе официальных исламских организаций, в России и на всем постсоветском пространстве. Это очень хорошо, но данный процесс не будет, по мнению Мухаммада Садыка, быстрым и простым.

Процесс растянется на довольно длительное время и потребует много усилий. Но, тем не менее, объединение неизбежно.

По поводу избрания несколько лет назад главой исламского консультативного органа СНГ руководителя Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Паши-заде шейх не дал комментариев. Единственное, он заметил, что его на конференцию, где это произошло, не пригласили, однако с ситуацией он знаком.

Суфизм

Суфизм — третья часть исламской религиозной системы. Это область мусульманского знания и практика, направленная на воспитание ихсана (искренности в служении Творцу). Такое понимание суфизма вытекает из известного хадиса Пророка (мир ему) о составляющих дина, считал шейх.

В то же время он подчеркивал, что суфизм должен быть в рамках Шариата. Именно суфизм в таком понимании является правоверным суфизмом, суфизмом Корана и Сунны. Например, как отметил Мухаммад Садык, право на наставничество не может быть наследственным, от отца к сыну, как иногда практикуется.

О подлинном суфизме, по словам богослова, сейчас крайне мало информации. Одной из причин того, что суфизм плохо известен и мало понятен является наличие огромного числа вредных нововведений, искажений и заблуждений в среде тех, кто называет себя приверженцами тасаввуфа.

Поэтому то, что называется суфизмом сегодня, необходимо очистить от суеверий и отклонений от Ислама. Но делать это следует правильно, чтобы не навредить, требуется время.

"Сначала Шариат, потом тарикат", — заключил Мухаммад Садык.

Радикализм и сотрудничество с властями

В решении проблемы радикализма и крайностей в мусульманской среде Мухаммад Садык настаивал на том, что в целом необходимо избегать навешивания ярлыков и обвинений. Не надо клеймить, а следует разъяснять истину, то, как оно есть на самом деле по Исламу.

Если показать дин во всей его полноте и красоте, уверен теолог, то заблуждение уйдет само собой. По словам шейха, в мире есть масса положительных примеров применения именно такой стратегии в преодолении экстремистских настроений.

По поводу сотрудничества с властями Мухаммад Садык придерживался избирательного подхода. Если это ведет к пользе для Ислама и мусульман, то оно необходимо, если в нем вред — то, наоборот, следует к вопросу подойти с особой осторожностью. В пример он приводил великих имамов Абу Ханифу и его ученика Абу Юсуфа. Первый избегал сближения с чиновниками, за что пострадал, второй, наоборот, принял предложение стать верховным судьей государства.

Зиярат в Иерусалим и хиджра из немусульманских стран

Зиярат (посещение) к святым местам в Иерусалиме сейчас недопустимо, это поддержка оккупации, считал шейх, на данный счет есть масса мнений видных исламских богословов. По словам шейха, необходимо повременить с зияратом, пока не придет освобождение Святой земли.

Что касается хиджры (переселения) из немусульманских стран, то, как заметил Мухаммад Садык со ссылкой на иджму (согласованное мнение) современных улемов, если есть возможность соблюдать фард айн (индивидуальные шариатские обязанности), то такая хиджра не обязательна.

Шариат "по-британски"

По мнению шейха, та модель интеграции Шариата и светского законодательства, как это было предпринято в Британии (применение в рамках британской правовой системы гражданского, семейно-брачного и экономического исламского законодательства), вполне допустима сегодня, особенно в таких странах, где мусульмане составляют значительное меньшинство.

По словам Мухаммада Садыка, эта же модель, которая, кстати, действует почти во всех мусульманских странах, может быть использована и на постсоветском пространстве.

Как считает шейх, применение Шариата в таком формате даст положительный эффект в борьбе с крайними настроениями и не только для мусульман. Например, британский опыт показал, что в гражданские товарищеские шариатские суды обращаются нередко и немусульмане.

Справка Sputnik:

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф скончался вечером 10 марта на 63 году жизни во время занятий в спортзале.

В 1989-1993 годах он занимал пост председателя Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана в сане муфтия.

В 1993 году шейх иммигрировал в Саудовскую Аравию, но затем, после терактов в Ташкенте в феврале 1999 года, узбекские власти убедили его вернуться в страну. В последние годы богослов активно занимался научно-просветительской деятельностью.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский