О том, как живет многочисленная таджикская диаспора в США в интервью порталу "Диалог. Таджикистан и мир" рассказал бывший директор таджикского цирка, один из первых эмигрантов 90-х годов, переселившихся из Таджикистана в Америку, ныне гражданин США Сафаршо Меробшоев.
- Уважаемый Сафаршо, расспрашивать людей о том, как и почему они попали в другую страну, нужно очень деликатно. Все люди разные и выбор места жительства каждый выбирает сам. Поэтому, если посчитаете возможным, расскажите об этом.
В начале острой фазы гражданской войны в Таджикистане, в октябре 1992 года я с труппой нашего цирка находился на гастролях в Аргентине, в Буэнос-Айресе. Вернулся с гастролей в Душанбе и, поскольку война уже полыхала вовсю, принял решение уехать в Америку. Сделать это было не сложно. До этого я уже побывал в 26 странах, практически свободно говорил на испанском языке. Супруга хорошо говорила на английском.
- Полагаю, в Таджикистане Ваш круг общения был не просто большой, а огромный…
— Да, это так. Я был депутатом Горсовета Душанбе, работал в Комиссии по культуре столицы. Поддерживал и сейчас поддерживаю связи со многими людьми, кого можно назвать лучшими представителями культуры в Таджикистане.
- Сейчас, в США, вероятно, связей тоже немало?
— Конечно. У меня здесь много друзей — и уже не только в таджикской диаспоре, но и среди американцев. Дочка замужем за американцем, три внука — полноправные граждане Америки, с самого рождения.
- Интересно, какими были Ваши самые сильные впечатления об Америке, когда вы приехали в США уже с целью постоянного жительства?
— Меня приглашали работать в цирк в Аргентине, но в США это было совершенно невозможно. Надо было жить и работать, и пришлось начинать с нуля, в совершенно другом качестве.
Выручило знание иранского (форси) языка. Мне предложили работать вместе с иранскими специалистами — настилать паркетные полы, ковровые покрытия… Пошел работать помощником мастера, платили вначале немного — порядка 4 доллара в час. Затем пришел опыт. Через 6 лет стало возможным открыть свой небольшой бизнес в торговле.
- Не было ли у Вас в период жизни в Америке случаев, когда вы испытывали какие-то притеснения по национальному признаку?
— Нет. В Америке мы, таджики, граждане США — равные среди равных. На нашем пути мы встречали очень хороших людей. Случаев дискриминации я никогда не замечал. В США это наказывается довольно серьезно, но за все 23 года жизни здесь я с такими случаями не сталкивался. Здесь неважно, какого цвета кожи человек.
Первые несколько дней в Вашингтоне мы жили у друзей, но постоянно жить было невозможно. Стали звонить по объявлениям, искать жилье. В США свои квартиры практически не сдают — здесь в основном частные дома. В одном месте нам сказали — тут рядом работает русская женщина Ольга Арсеева, посоветовали обратиться к ней. Созвонились с ней. Она сразу же приехала за нами — на огромной машине. Тоже эмигрантка, но она из Сибири. Помогла снять одну комнату — мы с женой были счастливы. Потом заработали денег уже на двухкомнатное жилье — появилась возможность, чтобы приехали дети.
- Давайте поговорим о сегодняшнем дне. Насколько сложно искать и находить работу в США выходцам из Таджикистана?
— Главная сложность — легализоваться. Легальное пребывание существенно облегчает поиск работы. Найти нелегальную работу можно — но это "черная" работа, и работать нелегально я не советую. США — страна возможностей, и нет смысла нарушать законы страны, которая дает тебе возможность встать на ноги и жить честно.
- А трудно ли открыть в США свой небольшой бизнес?
— Я, к примеру, открыл свое дело буквально за 2 часа. Не нужно приносить Устав, приносить массу справок. И взятки никому не надо давать. Сейчас можно открыть свое дело даже по интернету, и компьютер не потребует у вас взятки наличными. Иди — и работай спокойно, никто не будет дергать.
- А налогами мелкий бизнес не душат?
— Зачем душить? Зачем душить своих же граждан, если они составляют основу общества, тот самый средний класс, на котором держится государство? В США государство помогает людям, которые честно работают, и государство своими законами создает им нормальные условия.
- Интересно, что бы сказали в ответ на эти Ваши рассуждения чиновники в Таджикистане и в России, любящие устраивать проверки…
— Моему небольшому бизнесу — 16 лет, и никогда меня не "кошмарили" проверками. Все деньги идут через кассу, в апреле надо подать декларацию о доходах и заплаченных налогах. Нечестно работать — невыгодно.
- Правда что дети миллионеров в США на каникулах работают почтальонами, официантами, развозят пиццу. Так ли это?
— Абсолютно так. У нас сын дружит с молодым американцем, у которого отец занимает высокую должность в мэрии Вашингтона. А сын его — в пиццерии работает.
- Сафаршо, насколько сложно выпускникам школ в Таджикистане, поступить в учебные заведения в США?
— Я бы не сказал, что это невыполнимая задача. Сейчас в США много студентов из Таджикистана, которые учатся, получают образование и остаются здесь или успешно работают в других развитых странах мира.
Я бы рекомендовал старшеклассникам Таджикистана не бояться, не стесняться, учить английский язык, с 9 класса переписываться, устанавливать связи со сверстниками в США, с колледжами и университетами. Попасть сюда на учебу при желании и упорстве в труде — это не чудо, а закономерность.
- Президент Эмомали Рахмон, прилетая в США, встречается с диаспорой?
— Мы встречались с ним много раз. И приятно, что глава Республики не забывает о диаспоре. Кстати говоря, мы очень дружим с Посольством Таджикистана в США. Недавно Посольство возглавил новой Посол — молодой энергичный дипломат Фарход Салим, и работники посольства очень помогают нашей диаспоре.
- И последний вопрос. Что бы Вы пожелали землякам в Таджикистане?
— Хочу пожелать мира нашему народу. Это самое главное. В дни войны многие из нас потеряли родину. В 40 лет пришлось начинать жить с нуля. И я не хочу, чтобы еще раз это сложное время повторилось. Ни в коем случае! Наш Таджикистан — красивый благодатный край, куда могли бы приезжать миллионы туристов. А для этого должен быть мир и покой.
Беседовал Андрей Захватов.