На дворе был жаркий август, в кишлаке Яп праздновали Иди Курбан. Турецкий генерал Энвер-паша и бальджуванский главнокомандующий Давлатманд-бий смотрели бузкаши (козлодрание). Басмачей тогда отпустили на праздник и вождей охраняли всего несколько человек.
Это был первый Курбан, который Энвер-паша встречал в Восточной Бухаре.
В это время красноармейцы готовили свое "бузкаши". Несколько солдат заранее успели смешаться с местным населением. Захват паши был запланирован на праздник.
Один из командиров-большевиков, уверенный в том, что уже воспринимается как свой, вышел даже на соревнование с местными жителями.
В тот момент Энверу сообщили две вещи: во-первых, русские окружили, во-вторых, вон тот джигит на самом деле кафир (неверный).
…Энвер-паша вскочил на коня, схватил того "русского командира" как тушу козла, перевалил поперек седла и умчался.
Этот командир и убьет его чуть позже…
Так помнят и рассказывают сегодня историю смерти Энвер-паши простые жители Бальджувана, где 4 августа 1922 года он был убит.
От большевиков к басмачам
Энвер-паша отправился в Бухару в октябре 1921 года по решению Москвы. Он должен был склонить басмачей на сторону Красной Армии, рассказывает Каххор Расулиён, доктор исторических наук, завкафедрой истории таджикского народа Таджикского национального университета.
Уже тогда он вынашивал планы перехода на сторону басмачей, и, оказавшись в Бухаре, пантюркист и панисламист примкнул к ним в войне против красных.
— Прибытие Энвера-паши в Среднюю Азию усилило басмаческое движение, — говорит Каххор Расулиён. — Энвера здесь, в Восточной Бухаре, ныне центральном Таджикистане, знали как известного и видного полководца, что подняло дух командиров басмачей.
Эмир Алим-хан (последний властитель Бухары), находясь в Афганистане в бегстве, назначил пашу главнокомандующим всеми войсками моджахедов и басмачей в эмирате.
"Дела идут именно так, как я хотел. Беки вместе со своими бойцами собираются из всех неоккупированных частей Восточной Бухары, а именно Куляба, Бальджувана, Дарваза и Каратегина. Ассамблея, набранная из этих беков, составит на первых порах новое правительство Бухары. Все готовы исполнять, то, что я захочу… Я вступал в бой с русскими пять раз за последние 10 дней. В самом последнем из боев много русских было убито", — писал Энвер-паша своему брату Камилю в январе 1922 года.
Тем временем советская власть всерьез занялась вопросом ликвидации бывшего союзника, а теперь уже руководителя басмаческого движения.
В июле началось наступление и паша, недавно славно бравший Душанбе, отступил в Бальджуван, где присоединился к местному главнокомандующему, беку Давлатманд-бию.
Сабля Энвера-паши
— В этой крепости сидели мир, бек Давлатманд-бий и Энвер-паша, — показывает нам обветшалое строение завотделом культуры и туризма хукумата Бальджуван Шамсулло Ахадов.
Мы находимся в Бальджуванском районе, в 200 километров юго-восточнее Душанбе. Сегодня здесь проживает около 20 тысяч человек. Ни во времена Союза, ни в период независимости местность не претерпевала особых цивилизационных изменений. Зато здесь сохранились многие исторические памятники, пережившие не одно десятилетие.
До советского устройства в Бальджуванское бекство входили территории нынешних Дангары, Темурмалика, Сарихосор, большая часть Восе и Ховалинга.
— Это был культурный и административный центр большого бекства. Когда революционеры стали теснить Энвер-пашу, он отступил сначала в Гиссар, Куляб, потом конечную точку выбрал тут, — говорит Ахадов.
Неподалеку от крепости находится местный народный музей. Его открывают от случая к случаю, когда заезжают гости и туристы.
Местный житель Бобои Саид создал этот музей сам, лет двадцать назад.
Бобои Саид согласился показать нам самое ценное, что есть в этом музее, вещи, которые он обычно не оставляет на виду.
— Это сабля Энвера-паши, — вытаскивает он из-под глубокого стола полуразрушенный клинок.
Бобои Саид уверен, что сабля действительно принадлежит османскому генералу.
— Она попала ко мне спустя 60 лет после смерти Энвера-паши, — рассказывает он. — Ее принесли люди, которые лично хоронили пашу. До этого никто ни в чем не сознавался. Если бы узнали о сабле, обязательно бы наказали. Ведь он был против советской власти, против большевистской партии.
Здесь же, из-под стола, старик достает другую саблю. Он верит, что она принадлежала самому Давлатманд-бию. Бобои Саид любовно очищает ее от пыли, и аккуратно кладет назад.
По следам крови
Мы попытались найти место гибели Энвера-паши. После долгих расспросов у местных жителей, едем в Обидару.
Холм за холмом, под колесами уже горы, а впереди глубокое бездорожье.
Жители Бальджувана ездят только на советских "УАЗиках", самая лучшая "передковая" машина, говорят владельцы. Наш водитель купил свой за 1000 долларов на 201-ой российской военной базе. Но и эти "динозавры" здесь порой бессильны. В условиях бездорожья, на высоте нескольких тысяч метров, местные жители пересаживаются на коней, как когда-то покоряли эти вершины басмачи.
А наш водитель, в итоге, заблудился.
— Энвер-паша пал там, откуда вы ехали, — встречается на пути нам всадник. — Мы сейчас находимся в селе Яп, здесь его ранили, а умер он там, — показывает нам налево от себя. — А похоронили его вон на том пике, вправо от нас, в селении Чаган. Чтобы взобраться туда, вам сутки потребуются, очень труднопроходимое место.
…Под нашими ногами тюльпаны, маленькие, красные, как капельки крови, как след, идущий широкой тропинкой к месту захоронения паши.
Последний Курбан
Энвер-паша несется с русским командиром поперек седла…
— Русский был еще жив, и у него в сапоге был "ствол", так нам рассказывал мой дед, — вспоминает местный житель современного села Обидара Хайриддин Гуломов. — Вдруг русский очнулся, вытащил ствол и выстрелил в Энвера из-под его ног. Раненный паша бросил его и поскакал дальше. Доехав до Обидара, он упал и уже здесь отдал душу.
Маленький бугорок, окруженный деревьями. Жители кишлака Обидара уверены, что Энвер-паша умер именно здесь. По рассказам, он пролежал на голой земле еще какое-то время, пока его не нашли. А после того как нашли, тело спрятали, пока все не стихнет, а уже потом погребли в самом недоступном месте, на пике в Чагане, чтобы "рука кафиров не достала", рассказывают местные жители.
На место смерти Энвера-паши — главного идеолога геноцида армян, сейчас приходят молиться.
— Люди верят, что это место целебное, — говорит Гуломов. — Приезжают из отдаленных районов, читают молитву, просят исцеления. Почву берут для лечения чесотки, язвы…
…Девятнадцать лет назад, в 1996 году, Таджикистан передал Турции частичку ее великой и переломной истории — останки Энвера-паши.
Они были перезахоронены в Стамбуле.
От Героя свободы до военного преступника
Исмаил Энвер родился в ноябре 1881 года в Стамбуле. Его отец, турок, смотритель моста, а мать, албанка, готовила покойников к погребению.
Английский историк Алан Мурхед писал, что тщеславный Энвер, не имея шансов сделать карьеру из такой семьи, примкнул к младотуркам, он видел свое будущее в военной профессии.
Сначала военный лицей, потом Военная академия Генштаба, которую Энвер закончил в 1903 году в звании капитана. О нем заговорили как о Герое свободы после революции 1908 года, когда под давлением младотурок была принята конституция и создан парламент.
В 1913 году Энвер-паша и его соратники совершили госпереворот, после чего в Турции фактически правил триумвират трех генералов, во главе которого стоял он, военный министр и глава генштаба.
Германофил, он привлек Турцию к участию в Первой мировой войне, где она воевала на стороне Германии. Эта война была неудачной для Турции, одно из крупных поражений страна потерпела в битве с русской армией при Сарыкамыше на стыке 1914-1915 годов. Тогда было убито более 60 тысяч турок.
Сарыкамыш входил исторически в Великую Армению, и во время войны там жили армяне. После разгрома Энвер-паша объявил об измене армян на войне, заявив, что именно из-за них были такие потери. В итоге, в апреле 1915-го начались массовые высылки, депортации, аресты и убийства армян. По некоторым оценкам, за все время геноцида (за два года) было убито до 1,5 миллиона человек.
— На самом деле события были поводом, — говорит историк Каххор Расулиён. — Власти хотели очистить территорию страны от армян. Они думали как покорить их или убрать с их истинной родины. С другой стороны, это было жестокой религиозной войной.
После поражения Турции в 1918 году, Энвер-паша бежал за границу, где завязал новые связи с уже новой российской властью — большевиками.
Оттуда он и был отправлен в Бухару в 1921 году…