ДУШАНБЕ, 30 апр — Sputnik. Продажи бизнесменов, которые занимаются мелкооптовой деятельностью, упали на 25-30% за последние полгода, отмечается в отчете по итогам мероприятия "Антикризисного диалога бизнес-сообщества", которое состоялось 22 апреля в Душанбе.
Доходы компаний в малом и среднем бизнесе резко упали, но при этом не уменьшилось налоговое бремя, что влияет на итоговую прибыль, которую получает предприниматель, сообщил исполнительный директор Американской Торговой Палаты "AmCham" Ильхом Махкамбоев.
"Еще 6-7 месяцев назад ежемесячная выручка среднего предпринимателя, который вложил $20-35 тысяч инвестиций в свой бизнес, составляла $1200-1700, из них $200-300 — маржа, минус собственные расходы. Получалось $700-900 чистой прибыли. Сегодня, из-за падения продаж, он уже зарабатывает лишь $300-400", — подчеркнул Махкамбоев.
Он отметил, что ведущие компании уже почувствовали перемены, которые требуют адаптации и изменения рыночных правил.
Махкамбоев привел в пример таджикский завод по производству минеральной и столовой воды. Предприятие сократило стоимость этикетки, уволило часть персонала, подняв остальным зарплату, а также взяло под усиленный контроль свои расходы.
Российские же компании в области пиара переориентировались на маркетинг в перспективных направлениях — продвижение бренда в соцсетях, уменьшив расходы на другие виды рекламы. Другие отказались от широкомасштабных выставочных показов и начали проводить больше форумов, конференций и семинаров.
"Сегодня мы должны понять, кризис — это не проблема, а возможность расти дальше. Это зависит от нашего отношения к нему. Тем более история мировых кризисов показывает, что в такой период выросли такие компании как Аdidas, CNN, McDonalds", — подчеркнул Махкамбоев.
В мероприятии участвовали 52 представителя ведущих таджикских и зарубежных компаний, в том числе ОАО "Ориёнбанк", "АксесБанк Таджикистан", авиакомпания "СомонЭйр", ЗАО "Фароз", Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), компания CocaCola, Теthys Petroleum и другие.