Первые шаги новой таджикской анимации

© Sputnik / Шоира ЮсуповаТаджикский художник-мультипликатор Бахтиёр Кахаров за работой. Архивное фото
Таджикский художник-мультипликатор Бахтиёр Кахаров за работой. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
В августе прошлого года руководство "Таджикфильма" отремонтировало отдельное здание и закупило новое оборудование. О том, как теперь развивается таджикмультфильм, нам рассказал Бахтиёр Кахаров, художник-мультипликатор.

Бахтиер Кахаров по образованию архитектор, но анимация стала главным делом его жизни. Он учился на высших курсах режиссеров-сценаристов при Госкино СССР у таких маститых мультипликаторов, как Норштейн и Хитрук. Начиная с 1980 года, Бахтиер Кахаров создал несколько авторских мультфильмов, среди которых "Мургак" и "Андантэ".

Как создается мультик?

Все начинается со сценария, содержащего не только сюжет, но и описание внешности героев и пейзажа. Художник рисует героев карандашом. Когда готовы все персонажи, он приступает к заднему фону, а затем уже художник мультипликатор делает раскадровку фильма на бумаге, картинку за картинкой.

Одновременно аниматоры оживляют персонажи. Именно для этой цели руководство "Таджикфильма" закупило специальное оборудование, с помощью которого можно привести в движение любого мультяшного героя.

А работает это следующим образом.

Человек надевает специальную одежду с датчиками, а программа заставляет персонаж двигаться вместе с ним.

Аниматоры вырезают персонажи и предметы и накладывают их на фон. Как только монтажная часть заканчивается, в студию приглашают актеров для озвучки.

Бахтиёр Кахаров чаще всего работает с голосами актеров Аловиддина Абдуллоева, который когда-то озвучивал Саахова в фильме "Кавказская пленница", его жены Мастуры Ортиковой, Махинбону Гасановой и другими.

Чтобы создать один пятиминутный мультфильм команда работает три, а то и четыре месяца. Кахоров говорит, что в большинстве случаев продолжительность проекта зависит от сложности анимации.

Не все так гладко…

Самая большая проблема в нынешней мультипликации, признается специалист, это кадровый вопрос — отсутствие сценаристов, и, конечно, — финансовые вопросы.

"Почему раньше "Таджикфильм" очень хорошо развивался, наши писатели, причем именитые писатели Мирзо Турсунзода, Боки Рахимзода, Фазлиддин Мухаммадиев, они все здесь были штатными и нештатными сотрудниками? А сейчас скудность сценариев. Мы были бы благодарны, если бы с нами сотрудничали, так как в этом деле нет чужих, дети у нас общие, страна общая и поэтому нет дел сугубо личных", — сказал Кахаров.

© Sputnik / Амир ИсаевБахтиёр Кахаров уверен, для того, чтобы быть мультипликатором, надо быть еще и художником и актером.
Бахтиёр Кахаров уверен, для того, чтобы быть мультипликатором, надо быть еще и художником и актером. - Sputnik Таджикистан
Бахтиёр Кахаров уверен, для того, чтобы быть мультипликатором, надо быть еще и художником и актером.

Свою команду он набирал очень тщательно и делает все для того, чтобы ребята росли вместе с ним. Сейчас он поставил перед новичками задачу изучить английский язык, чтобы они читали книги Диснея. Он также надеется, что в будущем удастся собрать несколько групп, которые будут создавать не только 3D анимацию, но и классическую рисованную анимацию и флэш анимацию.

По его словам руководство "Таджикфильма" всячески поддерживает развитие мультипликации в стране.

"Даже вот этот корпус. Он был заброшен, и после двадцати лет прозябания его отремонтировали и предоставили нам. То есть с их стороны они делают все возможное и невозможное и мы это ценим ", — сказал художник.

Первые шаги

В конце мая команда Кахарова планирует устроить презентацию с последними значительными мультфильмами. В их арсенале уже насчитывается около десяти мультиков, один из них — мультсериал "Соседи", за создание которого анимационная группа принялась еще в прошлом году. Сейчас уже дорабатывается третья серия анимации.

"Я хочу, чтобы наша анимация пошла в народ. Мы сейчас делаем первые шаги, готовим диски, фильмы, чтобы люди могли приобретать. Уже кое-кто начал спрашивать, говорить: "мы хотим". Уже назрела ситуация, когда мы должны удовлетворить эту потребность, а это будущее нашей анимации", — сказал он.

Как все начиналось?

Анимация самый молодой вид киноискусства в таджикском кинематографе, её на "Таджикфильме" освоили только в конце 80-х.

До этого на студию из "Союзмультфильма" приезжали мультипликаторы, которые создали три анимационных фильма: "Песни гор" (режиссер В. Голиков, 1969), "Добрый Насим" (Н. Котовщикова, 1970), "Афанди, осел и вор" (Н. Леснер, 1971).

В 1989 году была создана анимационная группа примерно из 10 человек. В нее вошли Парвиз Назаров, Мансур Ходжаев, Бахтиёр Кахаров, Джамшед Мансуров и другие. Группа производила примерно один мультик в год.

В этот период была выпущена работа "Рыбка гульдор" — первый официальный таджикский мультик. "Дам ба дам", композитором которого стал Парвиз Назаров. Рисованные мультики группа начала делать с появлением Джамшеда Мансурова. Первая его анимация называлась "В сумерках", затем вышел "Кирпич твой камень", "Река в свете луны" и т.д.

"Мульфильм "В сумерках" мы потом вместе с Джамшедом повезли в Киев на международный фестиваль мультипликационных фильмов "Крок", — вспоминает Кахаров. — Помню, мы дрожали, как осиновые листы, потому что там были корифеи. Мы думали, эти киты просто поглотят нашу работу. Однако мультик сверкнул, и мы услышали возгласы. Я тогда понял, что наша группа достойна и готова представлять страну на хорошем уровне".

Потом началась война…. Кахаров уехал в Америку, где проработал в Нью-Йоркской студии мультипликации четыре года. Начиная с 2000 года, он начал делать мультфильмы уже в Таджикистане. Выпустил анимацию "Чея-чея", потом, мультик "Осел" — эта работа в последующем была куплена японской компанией "Tokio vision" с правом на показ. В течение пяти лет работа участвовала в кинофестивале в Хиросиме, а в 2004 году в специальной программе "Animation around the world".

Бахтиер Кахаров надеется, что несмотря на все трудности таджикской мультипликации, в ближайшие годы она возродится, "я оптимист, иначе я бы не работал в этой сфере", — говорит он.

© Sputnik / Шоира ЮсуповаВсе начинается со сценария, содержащего не только сюжет, но и описание внешности героев и пейзажа.
1/4
Все начинается со сценария, содержащего не только сюжет, но и описание внешности героев и пейзажа.
© Sputnik / Шоира ЮсуповаХудожник мультипликатор делает раскадровку фильма на бумаге.
2/4
Художник мультипликатор делает раскадровку фильма на бумаге.
© Sputnik / Шоира ЮсуповаПерсонаж мультфильма переносится с бумаги в цифровое пространство.
3/4
Персонаж мультфильма переносится с бумаги в цифровое пространство.
© Sputnik / Амир ИсаевБлагодаря этому специальному костюму компьютерные 3D модели начинают двигаться подобно человеку.
4/4
Благодаря этому специальному костюму компьютерные 3D модели начинают двигаться подобно человеку.
1/4
Все начинается со сценария, содержащего не только сюжет, но и описание внешности героев и пейзажа.
2/4
Художник мультипликатор делает раскадровку фильма на бумаге.
3/4
Персонаж мультфильма переносится с бумаги в цифровое пространство.
4/4
Благодаря этому специальному костюму компьютерные 3D модели начинают двигаться подобно человеку.

 

Лента новостей
0