ДУШАНБЕ, 25 мая — Sputnik. Основным просчетом в вопросе реализации прав детей в Таджикистане и предотвращения их пропажи является отсутствие детского омбудсмена, сказал в интервью для Sputnik Таджикистана, генерал в отставке Абдулло Хабибов.
О важности появления такого омбудсмена кандидат исторических наук, работавший в качестве первого заместителя министра обороны с 2000 по 2005 годы, напомнил в интервью сегодня, в Международный день пропавших детей.
"В Таджикистане проблема пропажи детей — не новая. Особенно активно об этом заговорили в 2013 году после пропажи сестер Араловых, которые по сей день так и не были найдены, и это единичный случай, о котором общественность знает. В данной проблеме есть небольшая цепочка минусов нашей страны, которая сводит все к отсутствию детского омбудсмена, ответственного за защиту детей", — уверен Хабибов.
Он напоминает, что почти 60% населения страны составляют дети, и, если взять с точки зрения правовой основы, то они "якобы защищены", а последний закон "Об ответственности родителей за воспитание детей" вовсе мог бы стать основой для соответствующих органов и министерств по созданию хорошей программы сотрудничества властей и общества для реализации прав детей и их защиты. Однако, с сожалением сказал эксперт, этот механизм не проработан.
"Закон, есть, работа в этом направлении тоже вроде как есть, но каждый из этих сторон, о которых я говорю, работают в отрыве друг от друга. Нет обобщенной системной работы и это одна из цепей проблемы защиты прав детей", — отметил Хабибов.
Другой цепочкой, способствующей пропаже детей в стране, является трудовая миграция, считает эксперт: 1,5 миллиона мужчин и женщин уезжают на заработки, а их дети в большинстве остаются здесь без надлежащего ухода и присмотра.
"Большинство из мигрирующих мужчин вовсе оставляют своих жен с несколькими детьми на произвол судьбы, из-за чего женщинам приходится, оставляя младших детей на чуть старших, выходить на работу. А так как дошкольные учреждения в стране в состоянии принять только 20-25% детей, оставшаяся половина проводит больше половины своего дня на улицах. Дети школьного возраста также не привлекаются к каким-либо секциям и кружкам после школы и занимают свой день играми во дворе, причем без присмотра", — подчеркнул Хабибов.
Третья цепочка данной проблемы, считает эксперт, это безответственность милиции. Хотя в нашей стране, подчеркнул Хабибов, кража детей с целью наживы пока не стало модным, но все же существует большая необходимость проведения профилактических работ на уровне каждой махали со стороны участковых.
"Вы хоть раз видели, чтобы участковые приходили к вам, собирали жителей и говорили о проблеме пропажи детей, о том, как можно предотвратить это? Я, например, не видел ничего подобного, хотя, будучи дедушкой нескольких внуков, вижу необходимость в подобных встречах с представителями милиции. А необходимость заключается в том, что в нашем обществе самым уязвимым слоем детей в данной проблемы стали именно те, чьи родители находятся в трудовой миграции, а таких родителей у нас много. Как вы видите, каждая цепочка в этой проблеме взаимосвязана", — сказал эксперт.
Он уверен, что родители должны знать, что закон действует, он не существует только на бумажке, что за каждым ребенком пристально наблюдают представители правоохранительных органов на местах, и что за их же безответственность их ожидает наказание. А осуществить все это и запустить механизм слаженного и действенного сотрудничества, уверен Хабибов, в состоянии только детский омбудсмен, который будет на всех фронтах защищать права каждого ребенка.
Громкие пропажи детей
В Таджикистане ежегодно пропадают десятки детей, большинство из которых возвращаются родителям в целости и сохранности. Однако самой громкой пропажей за последние годы в стране стала пропажа сестер Араловых в марте 2013 года, которое произошло в центре столицы в жилом доме по улице Айни.
Сразу после пропажи на встрече с личным составом МВД президент Эмомали Рахмон дал поручение принять дополнительные меры по скорейшему раскрытию этого преступления. Дело было взято под личный контроль главы МВД Рамазона Рахимова. Были использованы все средства: давались объявление по всем СМИ, расклеивались фотографии девочек по городу, было обещано денежное вознаграждение за обнаружение Малики и Сабины Араловых, а также МВД обратилось за помощью в ФБР США. Но все было тщетно. Сестры по сей день не найдены.
Уже через год, в 2014 году из этого же двора, где проживали сестра Араловы, и который полностью огорожен, пропала 5-летняя Осия, что встревожила не только соседей, но и весь Душанбе. Через некоторое время тело девочки обнаружили в канале на территории селения Турдибобо Гиссарского района. Оно было уже подвержено сильному гниению.
Сегодня во всем мире отмечают День пропавших детей. По официальным данным больше всего — ежегодно 800 тысяч детей пропадают в США, где и зародилась эта дата — День пропавших детей. В 1979 году, 25 мая по дороге домой пропал американский шестилетний школьник Эвиан Пейтс, его искали всем миром, дело получило широкий резонанс, но поиски не увенчались успехом. Спустя 4 года после этого события президент США Рональд Рейган объявил 25 мая Национальным днем пропавших детей, а вскоре данную инициативу поддержали в ряде европейских стран, и в 1997 году был создан Международный центр поиска пропавших и эксплуатируемых детей (ICMEC). Именно по его инициативе в 2010 году и был учрежден Международный День пропавших детей и установлена его дата — 25 мая.