Экономист: антикризисные меры в Таджикистане неэффективны

© Sputnik / Амир ИсаевУлица Душанбе. Архивное фото
Улица Душанбе. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Причиной ухудшения экономической ситуации в Таджикистане могут стать не только внешние факторы, но и так называемые антикризисные меры, считает экономист Константин Бондаренко.

ДУШАНБЕ, 29 мая — Sputnik. Антикризисные меры правительства Таджикистана и повышающиеся налоги, являются не эффективными методами борьбы с кризисом, отмечается в статье экономиста Константина Бондаренко, опубликованной в CABAR.

Зарплата мигрантов. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
ВБ: поток денежных переводов в Таджикистан упадет до 40% в 2015 году

Бондаренко считает, что экономическая ситуация в Таджикистане может и в дальнейшем ухудшиться не только из-за внешних факторов, но и из-за так называемых антикризисных мер. 

"Поскольку как такового антикризисного плана широкой публике правительство, видимо, показывать не собирается, о данных мерах можно судить по некоторым практическим индикаторам", — говорит он.

Основными факторами, создающими дополнительные риски, как отмечает Бондаренко, является административное давление на валютном рынке и в фискальных вопросах.

На падение курса сомони Национальный банк Таджикистана реагировал некоторое время валютными интервенциями, что привело к снижению его резервов. Затем он перешел к более жестким мерам. Была остановлена деятельность частных обменных пунктов, и данная мера стала дополнительным ударом по валютному рынку и не остановила падение курса национальной валюты.

В результате таких "антикризисных" мер, впервые за многие годы в Таджикистане начинает формироваться "черный" рынок валюты, на котором купить доллары можно по значительно более высокому курсу.

"В стране, зависящей от импорта, доллары нужны, как минимум, для того, чтобы закупать необходимые товары за границей. И если доллары купить становится крайне сложно, то нетрудно предположить, что объемы импорта дополнительно упадут. Это, в свою очередь, негативно отразится на поступлениях в бюджет", — говорит он.

Другой популярной мерой борьбы с экономическим спадом в Таджикистане, по словам эксперта, является активность фискальных органов.

Участились налоговые проверки, предпринимателям предлагают на добровольно-принудительной основе финансировать строительство дорог и другие проекты, но при этом усиливается налоговая нагрузка.

"Кроме этого, ярким примером является повышение с апреля 2015 года ставки акцизного налога до 5% на все виды телекоммуникационных услуг (сотовая связь, интернет и др.). Отрасль, которая и так на протяжении прошлых лет всегда была "дойной коровой" для бюджета, решили в очередной раз "раскулачить", считает он.

Отмечается, что если в период с 2011 по 2013 годы отрасль показывала 15% рост, то в 2014 году рост оказался на уровне 1,2% в год и эксперт уверен, что застой отрасли связи в Таджикистане в 2015 году неминуем.

Не обошли вниманием и более мелких предпринимателей. Повышена ставка социального налога на индивидуальных предпринимателей.

"Борьба с последствиями проблем, но не с их реальными причинами жесткими командно-административными мерами может создать кратковременную иллюзию, что "все под контролем", а на деле, приведет к изъятию ресурсов у эффективных предприятий и будет способствовать увеличению доли теневой экономики", — уверен он.

Неоправданные расходы

Государственные расходы являются одним из ключевых факторов смягчения или углубления экономического спада в Таджикистане, поясняет экономист. Но, по его мнению, поддержание их на прежнем уровне или, тем более — увеличение, приведет не к восстановлению, а обескровливанию таджикской экономики.

Здание МВФ в Вашингтоне. Фото: Flikr.com - Sputnik Таджикистан
МВФ прогнозирует двузначную инфляцию в Таджикистане

"Можно понять сложность сокращения социальных расходов (хотя некоторые страны так и делают) — это бьет напрямую по доходам многих категорий граждан, и компенсировать их в короткий срок нечем. Тем не менее, остаются весьма значительные расходы другого характера — в первую очередь, различные крупные государственные проекты — строительство "юбилейных" и других показательных объектов", — считает Бондаренко.

Он поясняет, что логика наращивания расходов в период экономического спада достаточно проста. Правительство предполагает, что реализация различных масштабных проектов, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, создает рабочие места и генерирует определенные доходы для части населения. Эти доходы, в свою очередь, расходуются на потребление, т.е. поддерживают падающий спрос на товары и услуги, предприниматели продолжают получать необходимые оборотные средства, экономическое "кровообращение" восстанавливается.

Такого рода действия были в свое время основной экономической политики президента США Рузвельта, во время Великой депрессии в 30-е годы прошлого столетия. Несмотря на отсутствие доказательств эффективности данных мер, по сей день существует определенный миф о чудодейственности государственных расходов.

Однако экономическая логика в данном случае подсказывает иной сценарий развития событий. Так, увеличение или сохранение расходов на прежнем уровне, рассчитанном на стабильно растущие бюджетные поступления, может серьезно подорвать экономический потенциал предприятий, которые функционируют в непростых условиях экономического спада.

Поскольку источником государственных расходов является бюджет, прежде чем деньги тратить, их необходимо собрать. Не стоит рассчитывать на заметное увеличение международной помощи или значительные инвестиции стран-партнеров.

Единственным доступным источником финансирования государственных расходов остаются налоги. И учитывая падение объемов импорта, это не таможенные сборы, а налоги с доходов предприятий, действующих внутри Таджикистана.

"Ресурсы, которые будут собраны для создания сотен или даже тысяч искусственных и временных рабочих мест, в итоге приведут к потере десятков тысяч уже существующих, создающих реальную экономическую ценность других, пока оплачиваемых, рабочих мест", — полагает он.

Поэтому, по его словам, меры по смягчению последствий экономического спада, должны быть направлены не на стимулирование активности за счет перераспределения ресурсов, а на сохранение устойчивости уже существующих предприятий.

Сокращение государственных расходов поможет иметь сбалансированный бюджет даже в ситуации падения доходов предприятий и соответственно снижения налоговых поступлений. Это действенная краткосрочная мера, которая поможет выжить многим пока еще эффективным компаниям.

Экономист считает, что для того чтобы создать рабочие места необходимо поддержать малый бизнес, дать ему привилегии и сократить налоговую нагрузку, и только тогда бизнес будет заинтересован в создании новых рабочих мест.

В целом же, по словам Бондаренко, перспектива развития экономики Таджикистана тесно связана с изменением приоритета от административной модели государства, как главного инвестора, действующего зачастую по не рыночным мотивам, к развитию внутреннего потенциала предпринимательства.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
ԱրմենիաՀայերենАрмянскийАҧсныАҧсышәалаАбхазскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский