В интервью Sputnik Таджикистан в Международный день защиты окружающей среды, который отмечается 5 июня, эколог рассказал о путях улучшения экосистемы в стране и снижения рисков изменения климата.
"Зеленая экономика" предполагает трансформацию всей системы экономики"
- Многие страны мира заговорили о переходе на "зеленую экономику", в том числе и Таджикистан. По мнению некоторых экспертов, наиболее перспективным направлением ее развития может стать лесной сектор. Но реально ли это для нас, учитывая, что в республике фактически не осталось лесов? Если да, то, как быстро можно будет достичь результатов? И какие направления помимо лесного сектора могут содействовать развитию "зеленой экономики" в стране?
— Около 100 лет назад леса покрывали почти 25% территории Таджикистана. Сегодня, по официальным данным, это не более 3% (около 430 тысяч га). Однако официальные данные не отражают реальную площадь лесного покрова и, что еще более важно, частоту древостоя в Таджикистане.
Чрезмерная эксплуатация, незаконная вырубка в сочетании с неконтролируемым выпасом скота и расширение сельскохозяйственных земель продолжают сокращать площади оставшегося лесного покрова тревожными темпами.
Площадь ежегодных посадок леса не может компенсировать потери лесов. Учитывая, что большая часть лесов в республике — это хрупкие горные леса, их восстановление чрезвычайно сложный, долгий, а порой и невозможный процесс. Более того, девственные леса совершенно отличаются от восстановленных богатством разнообразия и многообразием функционирования экосистем. Поэтому в первую очередь усилия должны быть направлены на сохранение того, что еще осталось.
"Зеленая экономика" предполагает "экологизацию" не только одного сектора, а трансформацию всей системы экономики.
В Таджикистане существуют огромные возможности для развития, например, экологического туризма, органического или экологически дружелюбного сельского хозяйства и земледелия, чрезвычайных видов спорта и активности — альпинизма, кайякинга, парапланеризма и т.д.
У республики есть потенциал развития чистой энергетики, включая возобновляемые источники энергии и энергосбережение. Многое можно и нужно делать для сокращения выбросов и уменьшения рисков загрязнения, например, в сфере транспорта или управления отходами.
"Зеленая экономика" это не единовременная программа или проект — это грамотно построенная и динамичная система развития и управления ресурсами (в том числе с помощью правильных финансовых механизмов), при которой уничтожать и загрязнять окружающую среду будет невыгодно, нецелесообразно и где-то невозможно вовсе.
"Важнее всего сохранить и восстановить экосистемы"
- Правительство Таджикистана за период независимости приняло более 30 законов и подзаконных актов в области охраны окружающей среды, а также разработало ряд национальных программ и планов действий по ее защите. Тем не менее, риски, связанные с изменением климата, увеличиваются. Вот почему в стране теперь начали разрабатывать новую национальную стратегию, но уже по адаптации к изменению климата. Что подразумевает в контексте Таджикистана быть адаптированным к изменению климата? И что бы вы, как эксперт, предложили внести в данную стратегию для того, чтобы сократить уязвимость населения страны к климатическим рискам?
— Проблема изменения климата носит глобальный характер. Поэтому все страны в той или иной степени подвержены негативным воздействиям происходящих климатических изменений. Где-то эти последствия будут ощущаться наиболее остро и смогут оказать серьезное деструктивное влияние на экосистемы, жизнедеятельность населения и экономику. Таджикистан, по мнению специалистов, как раз и входит таких стран, хотя выбросы на душу населения парниковых газов у нас очень низкие (то есть, мы оказываем минимальное воздействие на климат, но страдаем больше многих других).
Быть адаптированным к изменению климата означает иметь ресурсы, потенциал и знания, чтобы подготовиться к прогнозируемым последствиям, минимизировать их воздействие и получить возможные выгоды от новых условий.
Примерами таких действий могут быть внедрение методов и технологий более экономного использования дефицитных водных ресурсов. А также строительство противопаводковых или противоселевых сооружений в районах, где риски этих бедствий могут возрасти.
В сельском хозяйстве это может быть внедрение засухоустойчивых культур, изменение практики ведения земледелия, создание банков семян традиционных культур. В энергетике — изменение планов по строительству, например малых ГЭС, ведь при таянии ледников ожидается серьезное снижение уровня воды или даже пересыхание некоторых небольших рек.
Заблаговременные адаптационные действия могут принести экономическую выгоду и свести к минимуму последствия для экосистем, здоровья человека и экономического развития.
Адаптационные стратегии должны иметь комплексный подход к решению проблемы, объединять и координировать усилия не только различных министерств и ведомств, но и других заинтересованных сторон.
Стратегии могут быть секторальными (разработанными и направленными на определенные сектора экономики), региональными или национальными (с учетом географических и природно-климатических особенностей региона).
Ключевыми аспектами эффективной и успешной национальной климатической политики являются важность сохранения и восстановления экосистем, отказ от ископаемого топлива и энергоэффективность, внедрение ресурсосберегающих технологий на производстве и в сельском хозяйстве, создание демонстрационных проектов и развитие "зеленых" финансовых механизмов и экономических стимулов.
Говоря проще, чем целее экологические системы в стране и чем меньше экологических проблем, тем легче справляться с последствиями изменения климата. Экосистемы сами по себе являются крупными естественными поглотителями парниковых газов и играют жизненно важную роль в стабилизации негативных последствий изменения климата.
Осуществление адаптационной стратегии не может быть успешным без хорошей научно-исследовательской и технической базы, поэтому повышение потенциала в этой области должно стать одним из приоритетов.
О важности открытости и прозрачности программ и проектов в области изменения климата даже не стоит упоминать.
Необходимо также добиться гармонизации ключевых государственных стратегий и программ и согласованности в деятельности различных секторов и ведомств, особенно в области охраны окружающей среды, промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и сектора строительства, с учетом проблемы изменения климата. Это позволит убрать существующие противоречия, мобилизовать ресурсы и будет способствовать их более эффективному их распределению.
"Окружающая среда в Таджикистане переживает не лучшие времена"
- Если оценить уровень ухудшения экологического состояния нашей страны по 10-бальной шкале, сколько бы вы нам сейчас дали? И на исправлении и улучшении каких первых важных трех моментов вы бы акцентировали свое внимание?
— В Таджикистане, несмотря на кажущееся "спокойствие", окружающая среда переживает не лучшие времена. Живая природа приносится в жертву сиюминутным экономическим и политическим интересам, что, в конечном счете, неизбежно приводит к губительным экологическим катаклизмам и сокращению биоразнообразия.
Экологические проблемы сплошь и рядом игнорируются, хотя именно природные ресурсы и здоровые экосистемы являются основой благосостояния и здоровья людей и устойчивого развития. Несмотря на все заявления и наличие экологической государственной системы, охрана окружающей среды в Таджикистане, в целом, носит "декларативный" характер.
Опасно недооценивать значимость экологических проблем. По десятибалльной шкале, я бы поставил усредненную оценку в 5 баллов и напомнил, что негативные тенденции в области охраны природы в Таджикистане продолжаются и набирают обороты.
Также стоит отметить, что некоторые экологические проблемы в республике, например потеря биоразнообразия, настолько серьезны, что требуют немедленных действий на самом высоком уровне. В целом, современное состояние окружающей среды свидетельствует о неэффективности национальной экологической политики.
С моей точки зрения, следует кардинально изменить систему финансовых и экономических инструментов в области охраны природы. Налоги, сборы, субсидии, штрафы, платы и прочее должны грамотно группироваться и применяться таким образом, чтобы подталкивать производителей/поставщиков услуг и потребителей сохранять природу, сокращать потребление ресурсов и объемы загрязнения, а также внедрять и использовать ресурсосберегающие технологии и практики. То есть, экономические механизмы должны быть нацелены на предотвращение загрязнения, а не борьбу с последствиями.
Мы должны стимулировать развитие "зеленого" бизнеса и наоборот, используя принцип "загрязнитель платит", сокращать грязные производства или заставлять их меняться в лучшую сторону.
На законодательном уровне имеет смысл запретить и/или серьезно ограничить ряд опасных химических веществ и некоторых продуктов/товаров, использование которых опасно для окружающей среды и здоровья, или контроль над которыми требует сложной системы управления, а борьба с возможными последствиями от их загрязнения — значительных ресурсов и потенциала.
Например, в настоящее время некоторые особо опасные химикаты, используемые в сельском хозяйстве или промышленности, могут быть заменены альтернативными веществами. Серьезным источником загрязнения могут стать, например, такие товары, как некоторые бытовые чистящие средства — стиральные порошки, средства для мытья посуды и т.д.
Многие города и регионы запрещают или ограничивают использование пластиковых пакетов и тары. Нам тоже следует регулировать рынок, изымая или "выталкивая" оттуда те или иные опасные товары или вещества.
Нужно создавать и поощрять осуществление пилотных проектов и демонстрационных участков, которые бы могли стать основой для обмена положительным опытом и обучающих стажировок. Это может быть внедрение современных чистых и ресурсосберегающих технологий на производствах, применение лучших практик ведения экологически дружелюбного или органического сельского хозяйства, использование возобновляемых источников энергии для обеспечения автономного или дополнительного электроснабжения и т.д.
Такие объекты могли бы стать важным компонентом для повышения квалификации кадров тех или иных министерств и ведомств и даже представителей бизнеса и общественности. Это способствовало бы широкому распространению информации и знаний о "зеленых" технологиях и альтернативах и возможности их применения на конкретных примерах.