ДУШАНБЕ, 25 июн — Sputnik. Политдиректора "шестерки" съезжаются в Вену на финальный раунд для выработки всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе. Российскую делегацию возглавляет замглавы МИД Сергей Рябков, сообщила РИА Новости.
В "шестерку" входят Россия, США, Китай, Британия, Франция и Германия. По словам Рябкова встреча пройдет 30 июня. На мероприятии ожидается участие госсекретаря США Джона Керри. Он прибудет в Вену в пятницу.
Санкционная проблематика, доступ международных экспертов к объектам ядерной отрасли, экспортный контроль — те вопросы, которые остаются из разряда неурегулированных. Как сообщил Рябков, продвижение по черновику всеобъемлющего соглашения и приложениям к нему идет хорошо, как и по тексту будущей резолюции Совбеза ООН.
До заявленного срока выхода на сделку остается всего пять дней (еще в ноябре 2014 года стороны поставили дедлайн 30 июня). В то же время иранская сторона считает, что переговоры продолжатся и после 30 июня.
К воспросу о санкциях
По итогам очередного раунда переговоров Рябков сообщил, что "шестерке" и Ирану удалось достичь прогресса по тематике будущей резолюции СБ ООН и проблеме санкций, в частности по вопросу последовательности их отмены.
Так, прежний санкционный режим в отношении Ирана будет приостановлен и затем отменен в зависимости от того, как МАГАТЭ оценит действия Тегерана, при этом темп отмены санкций должен быть приемлем для иранской стороны.
Что касается механизма возврата санкций в случае возможного нарушения Тегераном достигнутой договоренности, то "шестерка" на переговорах прорабатывает компромиссный подход, который учитывает озабоченности, как США, так и России.
Об этом Рябков сообщил в интервью РИА Новости. В частности, он отметил, что "есть определенная схема, которая позволяет совместить нашу безусловную линию на обеспечение роли СБ ООН как органа, который принимает решения в этой сфере", то есть "никаких обходных путей, никаких схем в обход СБ мы не пропустим".
"С другой стороны, США настаивают на том, что в случае исчерпанности других механизмов урегулирования ситуации с предполагаемым гипотетическим невыполнением соглашения, санкции были бы восстановлены в полном или каком-то ином объеме. Для них здесь тоже важна определенная гарантия того, что такой результат возможен", — заявил Рябков.
Однако, по его словам, "есть вариант, и он существует, когда можно совместить эти два подхода". Российская сторона будет настаивать, чтобы этот вариант "сохранился, устоял и был отражен в тексте будущей резолюции СБ ООН, которая должна будет приниматься для прежде всего одобрения соглашения, но также и для фиксации этих моментов процедурных, как поступать в случае, если произойдет что-то нежелательное".
Снятия эмбарго на поставки оружия
Рябков заявил, что Россия по-прежнему ведет острые споры с "шестеркой" по отмене оружейного эмбарго в отношении Ирана и в отношении важных для России "аспектов, касающихся отмены оружейного эмбарго" "картина смешанная".
"Мы по-прежнему находимся в ситуации острых и не имеющих конструктивного продолжения споров с партнерами, но это нас никоим образом не дезориентирует, не создает для нас ситуацию, когда мы впадаем в панику или начинаем что-то драматизировать. Это ожидаемо, и мы не думали, что здесь все получится легко. Время побороться на эту тему еще есть, чем мы и будем заниматься", — сказал дипломат.
Доступ к военным объектам Ирана
Парламент Ирана во вторник одобрил законопроект, запрещающий доступ инспекторов ООН к военным объектам и ученым страны. Согласно этому документу, проверку ядерных установок страны сможет осуществлять только Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в рамках действующего с агентством соглашения о гарантиях.
Москва уверена, что Иран должен, прежде всего, договориться о доступе к военным объектам с МАГАТЭ, а "любые озабоченности, которые имеются у участников переговоров, поддаются снятию в рамках взаимодействия Ирана с агентством".
Рябков полагает, что этот вопрос будет оставаться проблемным до конца переговоров, быстро эту проблему не решить.
Поскольку история работы по иранской ядерной тематике чрезвычайно сложна и вокруг этой проблемы "накопилось огромное недоверие", некоторые страны ставят вопрос о том, чтобы режим проверок Ирана был "более далеко идущим", чем предусмотренный дополнительным протоколом, подчеркнул Рябков. "Вопрос носит спорный характер", — сказал он.
Некоторые западные участники переговоров настаивают на том, что проверки должны касаться не только ядерных объектов, но и военных.
Глава российского МИД сообщил, что Москва готова помочь в этом вопросе, но не считает, что "все военные объекты должны быть открыты для инспекций, потому что это касается безопасности страны".
США, Израиль и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Страны Евросоюза ввели эмбарго на импорт иранской нефти с 1 июля 2012 года — свои действия они объяснили тем, что хотят заставить Тегеран отказаться от ядерных амбиций. Аналогичный пакет мер ввел Вашингтон. США ввели запрет на инвестиции в экономику Ирана свыше 20 миллионов долларов, государство, нарушившее это ограничение, также подпадет под санкции. Подвергнуты санкциям организации и банки, связанные с атомной или оружейной промышленностью Ирана.