— Сначала появились чёрные тучи, потом поднялся ветер, после послышались звуки ударов каменных глыб. Сразу же раздались крики людей и только тогда мы поняли, что надвигается селевой поток. Смогли только вынести из дома свои жизни", — рассказывает Санчагул Джураева, 54-летняя жительница селения Бедак Раштского района, от дома которой теперь не осталось и следа.
Санчагул и трое ее дочерей до 20 июля жили в двухкомнатном домике на берегу речки, которая и стала причиной стихии.
Уже третью ночь они проводят в доме соседей, а по утру приходят на место где когда-то стоял их дом и до вечера ждут, может откуда-то придет помощь. А к вечеру вновь идут искать место для ночлега…
— И до стихии наша жизнь была сложна. С помощью соседей каждый день выживали. Муж у меня умер, а сына нет, — рассказывает сквозь слезы Санчагул. — Сейчас даже не надеюсь, что своими силами смогу восстановить свое жилье. Слава Аллаху выжили, но если не помогут, даже не знаю, что с нами будет.
27-летнего Мунавваршоха спасти не успели
Мунавваршоху Сироджеву, инвалиду первой группы, было всего 27 лет.
В тот день он находился в доме один, его мать — Мустаким Джалолова вышла по делам соседям.
Все произошло быстро. Когда сошел сель, добраться до дома, и спасти сына у нее уже не было возможности…
— Тело сына обнаружили в 50 метрах ниже от дома. Мой сынок 27 лет был прикован к постели. Хоть бы этот сель забрал и меня вместе с сыном! — горюет женщина.
За полчаса до стихии
Бахтиёр Тоиров, пастух села Бедак в день трагедии как обычно пас скот в горах. Он рассказывает, что около 4 часов пополудни в 8 километрах от села пошел сильный дождь и град. В результате часть скалы сорвалась и перекрыла речку, которая шла через селение.
В течение получаса вода скопилась в образованной запруде. Потом она прорвалась и грязевой поток устремился в сторону кишлака.
Пастух наблюдал все это с высоты и не мог ничего поделать, кроме как сделать нескольких звонков односельчанам по мобильному телефону.
Его дом тоже полностью накрыл сель. Мать, супруга и дети всего за несколько секунд до падения стен смогли выбраться наружу.
— Наш ущерб около 40 тысяч долларов. У нас ничего не осталось, кроме той одежды, что было на нас. Если правительство не поможет, то и через 10 лет мы не сможем достичь прежнего, — говорит Тоиров.
До 6 ноября дома должны быть построены
Президент страны после разгула стихии в Шугнанском, Ванджском и Раштском районах провел внеочередное заседание правительства Таджикистана. Он дал поручение ответственным структурам до 6 ноября всем пострадавшим построить новые дома.
— Новые дома должны быть обеспечены всем необходимым для проживания, а семьи должны быть обеспечены одеждой, — указал президент.
Отметим, что перед выездом в Бедак, некоторые СМИ сообщили, что все пострадавшие в селе уже размещены в палатках, но к середине дня 22 июля палаток еще не было.
Пообщаться с официальными лицами нам не удалось.
Если бы была ночь…
Все собеседники Sputnik в пострадавшем селе повторяли одно и тоже: "если эта трагедия разыгралась бы ночью, Бог знает, выжили бы мы…"
Жителей села не отпускает беспокойство — вдруг стихия вернется?